В этом году Петербург посетят 7,5 млн туристов, а в 2018 году – 8 млн

Быстрее всего растет число гостей из Ирана, США, Канады и Индии
За девять месяцев 2017 г. Петербург посетило 7,2 млн туристов
За девять месяцев 2017 г. Петербург посетило 7,2 млн туристов / Евгений Егоров / Ведомости

За девять месяцев 2017 г. Петербург посетило 7,2 млн туристов, сообщила заместитель председателя комитета по развитию туризма Нана Гвичия. По прогнозам комитета, до конца года число туристов достигнет 7,5 млн человек, а в 2018 г. – 8 млн. В 2016 г. город принял 6,9 млн туристов.

За первое полугодие комитет зафиксировал 70%-ный рост числа туристов из Ирана и 30%-ный – из Индии. Количество туристов из США выросло на 40%, из Канады – на 30%, из Франции – на 14%. Число гостей из Южной Кореи ежегодно демонстрирует стабильный рост, связанный с взаимной отменой виз между странами, за первые шесть месяцев 2017 г. – на 20%. Больше всего иностранных туристов по-прежнему приезжает в Петербург из Финляндии, но их количество в первом полугодии снизилось на 25% до 277 100 человек.

Ирина Рябовол, представитель метапоисковой системы momondo в России, говорит, что туристы из Швеции и Украины устраивают в Петербурге самые короткие каникулы – в среднем на 7,5 и 7,9 дня соответственно. Гости из Туркменистана и США приезжают на 29,4 и 25,3 дня соответственно. В среднем, по данным momondo, иностранные туристы из разных стран проводят в Петербурге по две недели.

Прилетают и приплывают

Пассажиропоток на международных воздушных линиях аэропорта «Пулково» за десять месяцев 2017 г. составил 5,49 млн человек, на 30,1% больше, чем за тот же период 2016 г., сообщила пресс-служба аэропорта. С начала 2017 г. в расписании аэропорта появились Кавала, Катания, Льеж, Таллин, Ухань, Будапешт. Рейсы в Куньмин и Чэнду открыл в зимнем сезоне китайский перевозчик Lucky Air. Регулярные рейсы из «Пулково» начали выполнять шесть новых перевозчиков: «Азимут», Nordica, Cyprus Airways, Tunis Air, Wizz Air, Buta Airways (Азербайджан). С 19 декабря из аэропорта будет ежедневно летать в Доху Qatar Airways.

По данным momondo, в целом спрос на перелеты в Петербург среди иностранных туристов вырос на 16% по сравнению с прошлым годом.

Пассажирский порт Санкт-Петербурга в период навигации (2 мая – 17 октября) принял 247 круизных лайнеров и два паромных судна, на борту которых в город прибыли 562 682 пассажира, сообщает пресс-служба порта. Количество судозаходов и пассажиропоток круизных линий по сравнению с показателями 2016 г. увеличилось на 19 и 23% соответственно. В течение 2017 г. Пассажирский порт Санкт-Петербург заключил 120 соглашений с туроператорскими компаниями, 12 из них не сотрудничали с портом ранее. По прогнозам представителя порта, в 2018 г. число судозаходов вырастет еще на 8%, пассажиропоток – на 6%.

По словам генерального директора «Арктур трэвел» Елены Мальченок, среди круизных пассажиров в этом году традиционно преобладали представители США (23%), Германии (22,8%), Великобритании (11,5%). При этом с каждым годом на несколько процентов увеличивается количество круизных туристов из Китая, Индии, Юго-Восточной Азии и Южной Америки.

Стало больше латиноамериканских туристов: из Аргентины, Бразилии и других испано- и португалоговорящих стран, соглашается Леонид Гарбар, президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада и собственник ресторана «Центральный». По его словам, у туристов заметны коммунистические настроения и интерес к советской атмосфере, видимо, это связано со 100-летием революции. Китайские туристы посещают свои национальные рестораны – другую кухню они могут попробовать только из любопытства и приходят в одиночку, не группами, замечает он.

Увеличение количества туристов почувствовали музеи. По данным пресс-службы Государственного Эрмитажа, с января по сентябрь 2017 г. его посетили более 3,5 млн человек, из которых 1,3 млн – организованные группы иностранных туристов. Общее число посетивших Эрмитаж иностранных туристов увеличилось по сравнению с прошлым годом на 20%. Лидерами по количеству посещений стали туристы из Китая (около 323 000), США (223 000) и Великобритании (93 500).

Государственный музей-заповедник «Царское Село» за три квартала 2017 г. принял 3,53 млн посетителей, на 200 000 больше, чем в прошлом году, причем более 30% посетителей ГМЗ – туристы из Китая.

Отели дорожают

Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL, отмечает, что в среднем по рынку загрузка по итогам года снизится на 2–3 п. п. по сравнению с прошлым. Но в то же время вырос средний тариф; самое заметное повышение произошло в люксе – там ADR за 10 месяцев года вырос почти на 3000 руб. (до 19 500 руб.), оценивает Веллер. По ее прогнозам, по итогам года средний тариф в целом по рынку увеличится на 13–15% до 6300–6500 руб. за номер. По ее словам, в 2018 г. за счет чемпионата мира загрузка перестанет падать и достигнет уровня 2016 г., тогда как средний тариф либо сохранится на уровне 2017 г., который в плане ADR уже стал крайне удачным для петербургских отельеров, либо вырастет в годовом выражении еще немного.

Региональный директор AccorHotels в России, на Украине, в Грузии и СНГ Алексис Деларофф отмечает, что основной драйвер роста доходов для отелей сети – средняя цена, которая выросла в процентном отношении на двузначную цифру. Загрузка в отелях высокая – более 75%. По его словам, на такие результаты повлияло несколько факторов: Кубок конфедераций, рост числа туристов в городе, экономический рост стран Европы и появление новых стран на петербургском рынке (Иран, Индия). Кроме того, в центре не открывалось больших новых отелей, которые могли бы радикально повлиять на загрузку конкурентов, отмечает Деларофф.

По данным JLL, в 2017 г. в Петербурге открылось всего два брендированных отеля – Hilton St. Petersburg Expoforum и Lotte St. Petersburg, добавив к номерному фонду Петербурга 388 номеров. В 2018 г. ожидается открытие только одного нового крупного отеля – Holiday Inn Express на Садовой на 244 номера.

Кристина Кузнецова, генеральный директор Domina St. Petersburg, говорит, что 2017 год для отеля выдался успешным: при сохранении высокой среднегодовой загрузки доходность на номер возросла на 11%, а валовая операционная прибыль – на 17%. При этом непривычно низкой для высокого сегмента (около 50%) оказалась майская загрузка – россияне отправились за рубеж, сыграл свою роль отложенный спрос в отношении открытой Турции, говорит Кузнецова. Но при этом достаточно высокой оказалась осенняя загрузка: в октябре заполняемость отеля составила 80%, в ноябре также ожидаются непривычные для петербургского низкого сезона цифры, замечает она.

Менеджер по работе с корпоративными клиентами ООО «Гранд отель «Октябрьская» Наталья Гальперина отмечает уменьшение числа российских постояльцев: их доля снизилась за три квартала 2017 г. на 5,7%, тогда как доля китайских туристов, напротив, возросла на 4,4%. «Средняя общая загрузка гостиниц «Октябрьская 4*» и Best Western PLUS Centre Hotel 4* за девять месяцев 2017 г. составляет 71,9%. Максимальной она была в июне, июле и августе 2017 г. – от 88 до 93%», – говорит Гальперина. В низком сезоне 2017/18 г., по ее словам, загрузка ожидается на уровне 45–50%.

Футбольный год

В 2017 г., по оценке комитета по развитию туризма, на матчи Кубка конфедераций в Петербург приехало около 300 000 болельщиков. Гендиректор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин в интервью «Ведомостям» рассказывал, что иностранных болельщиков оказалось около 8%, из них половина – чилийцы, чья национальная сборная играла в финале.

В целом от Кубка конфедераций ожидали гораздо большего, говорит Кузнецова. По ее словам, сделанная организаторами в отелях бронь была снята, а приехавших болельщиков отельеры не особенно ощутили – очевидно, они выбрали краткосрочную аренду жилья.

Гарбар отмечает, что во время Кубка конфедераций рестораны не испытали заметного наплыва болельщиков – в выигрыше оказались только спортбары и пивные, традиционные рестораны от проведения соревнований ничего не выиграли и вряд ли выиграют в следующем году. В день финала Кубка конфедераций спортбар Street Food Bar № 1, в котором 250 посадочных мест, вместил 300 посетителей, рассказывала PR-менеджер бара Александра Сафонова.

Петербург показал, что готов к приему большого количества спортивных болельщиков, говорит Гвичия. Во время чемпионата мира 2018 г. туристический поток, несомненно, увеличится, но это соревнование не станет панацеей для туристической сферы, поскольку некоторые туристы стараются избегать мест проведения крупных спортивных мероприятий, ожидая усиления мер безопасности, подмечает она.

Чемпионат скорее беспокоит, чем гарантирует сверхприбыли, соглашается Кузнецова. Петербург примет четыре матча группового этапа ЧМ: Марокко – Иран, Россия – Египет, Бразилия – Коста-Рика, Нигерия – Аргентина. «Безусловно, игра европейских команд гарантировала бы приток болельщиков в Петербург. Тем не менее работаем с тем, что есть. Мы уже ощутили неплохой спрос по размещению на полуфинал и игру с Россией. Надеемся на интерес со стороны европейцев к играм с участием Бразилии и Аргентины, но, скорее всего, почувствуем его уже после рождественских праздников», – говорит она.

В Петербурге в рамках Кубка конфедераций прошло четыре матча, которые посетило в общей сложности 198 830 болельщиков. Меньше всего пришло на игру Камеруна с Австралией – 35 021 человек, больше всего – на финал: 57 268. Игру России и Новой Зеландии посетил 50 251 болельщик, Португалии и Новой Зеландии – 56 290.

За девять месяцев 2017 г. Петербург посетило 7,2 млн туристов