Производители зубной пасты и сигарет заявили о росте закупочных цен на ментол

Его дефицит в мире нарастает из-за октябрьской аварии на заводе BASF и снижения посевных площадей под мяту
В этом году под мяту засеяно меньше площадей, что привело к сокращению производства мятного масла – сырья для натурального ментола
В этом году под мяту засеяно меньше площадей, что привело к сокращению производства мятного масла – сырья для натурального ментола / Martha Barreno / Zuma / TASS

Стоимость мятного масла – сырья для производства натурального ментола – на товарной бирже Индии c начала 2017 г. выросла на 76%, в том числе по итогам ноября – на 42%. Главная причина – пожар на немецком химическом концерне BASF в Людвигсхафене-на-Рейне в конце октября: в результате крупнейший производитель синтетического ментола, на который приходится четверть мирового рынка, остановлен. При том что последние два года спрос на синтетический ментол фактически превысил предложение, отмечали аналитики Persistence Market Research в ноябрьском отчете.

Как следствие, основные потребители синтетического ментола – производители средств для гигиены полости рта, сладостей, фармкомпании – увеличили закупки его натурального аналога, замечает сотрудник одной из транснациональных компаний, использующей для своей продукции только ментол, получаемый из масла мяты. Представитель российского подразделения Mars подтверждает: в последнее время закупки сырья, в том числе мяты, возросли за счет увеличения отгрузок продукции на экспорт. В этом году российское подразделение Mondelez International (леденцы Halls, жевательная резинка Dirol) увеличило закупки ментола в связи с восстановлением спроса на жевательную резинку и леденцы, сообщила представитель компании. Она не уточнила, какой именно ментол используется в производстве.

При этом в 2017/18 сельхозгоду (длится с февраля по январь) из-за снижения посевных площадей под мяту в мире снизится производство масла из нее – на 6,7% до 28 000 т, согласно Kedia Commodity. Помешали также затяжные дожди на севере Индии – в этой стране сосредоточено 80% мирового производства мятного масла.

Кризис на рынке ментола затронул и российские компании, например производителя зубной пасты и прочих средств по уходу за полостью рта Splat: компания использует как натуральный, так и синтетический ментол. «На фоне стабильного спроса снижение экспорта мятного масла из Индии привело к дефициту сырья, неизбежным следствием которого стало повышение цен на ментол», – рассказала менеджер по закупкам Splat Елизавета Ососкова. Хотя в 2017 г. цена натурального ментола повышалась дважды, на отпускные цены продукции компании это никак не повлияло, подчеркнула она. Два других производителя средств для гигиены полости рта – ГК «Диарси» (марка R.O.C.S.) и «Невская косметика» («Новый жемчуг») закупают уже готовые ароматизаторы и не заметили существенных колебаний цен на них, отметили представители обеих компаний. Большее влияние на цены отказывает изменение курса доллара, указывает координатор отдела маркетинга ГК «Диарси» Яна Стефашина. Представитель Procter & Gamble (средства для гигиены полости рта Oral-B и Blend-a-Med) отказался от комментариев.

О повышении цен на ментоловые капсулы говорят также представители двух табачных компаний. Они уверяют: «Существенного влияния на отпускные цены ситуация не оказала».

Представитель Mondelez International в России ожидает дальнейшего роста цен на натуральный ментол и в следующем году. Завод BASF в Людвигсхафене-на-Рейне возобновит работу предположительно с марта, отметила представитель компании в России. Kedia Commodity, в свою очередь, прогнозирует дальнейшее снижение производства мятного масла – еще на 16,7% в сезоне 2018/19 г. По оценке Angel Commodity, уже в январе 2018 г. цена на мятное масло вырастет вдвое год к году – до 2000 индийских рупий за 1 т.

Представители основных конкурентов BASF – немецкой Symrise и японской Takasago на запросы не ответили.

В этом году под мяту засеяно меньше площадей, что привело к сокращению производства мятного масла – сырья для натурального ментола