Владельцы авиакомпании S7 хотят осваивать космос
В их планах не только запуски ракет с Земли, но и строительство орбитального космодромаО стратегии S7 Group по выходу на рынок коммерческих космических запусков рассказал 12 декабря совладелец S7 Group Владислав Филев на форуме «Космос как бизнес». Его презентация называется «Космическая транспортная компания: эффективные транспортные системы ближнего и дальнего космоса». «Ведомости» ознакомились с документом.
Год назад S7 Group договорилась с Ракетно-космической корпорацией (РКК) «Энергия» (входит в «Роскосмос») о покупке плавучего космодрома Sea Launch («Морской старт»). Последний раз запуск с него производился в 2014 г.
Возобновить запуски с Sea Launch планируется в 2019 г., говорится в презентации Филева. До 2023 г. планируется заказать 12 ракет. Это будут ракеты «Зенит» производства украинского завода «Южмаш», они будут поставляться с Украины американской «дочке» S7 – компании S7 Sea Launch, рассказали два человека, близких к разным сторонам проекта.
В презентации говорится, что инвестиции в запуск проекта, в том числе в возобновление стартов, составят $220 млн. А российские компании (прежде всего структуры S7), участвующие в процессе, получат $500 млн экспортной выручки.
На втором этапе запускать предполагается новую двухступенчатую ракету. Кто ее разработает и произведет, в презентации не говорится. Там лишь указано, что S7 готова заказать 50 и заключить опцион еще на 35.
А на третьем этапе S7 Group планирует создать орбитальный космодром на базе российского сегмента Международной космической станции (МКС). С космодрома грузовые корабли, ведомые космическими буксирами с ядерными электрореактивными двигателями, будут стартовать к Луне и другим планетам. Предполагается, что буксиры будут доставляться в сложенном виде на космодром, часть своей энергии они будут получать от разворачиваемых в космосе солнечных батарей. В космосе же к ним будут стыковаться и грузы.
Соглашение S7 Group с «Энергией» предусматривает аренду с 2024 г. МКС для организации орбитального космодрома, говорит человек, близкий к одной из сторон сделки. «Энергия» и Boeing в 2016 г. договорились эксплуатировать МКС до 2024 г. – эти компании отвечают со стороны России и США за сегменты МКС.
За 10 лет мировой рынок коммерческих космических запусков вырос почти вдвое и составил в 2016 г. около $215 млрд, говорится в презентации Филева. Почти $95 млрд пришлось на США.
Частный бизнес в России еще не пришел в эту сферу. А на Западе дальше всех продвинулась американская SpaceX Илона Маска. Она освоила производство и запуск средней ракеты Falcon 9 и тяжелой Falcon Heavy. В прошлом году Маск заявил о планах освоения организации полетов на Марс.
Бизнесмен считает, что первый полет на Марс может состояться уже в 2022 г. Время полета до Марса составит около 80 дней. Маск уверен, что когда-нибудь люди сделают Землю непригодной для жизни и человечество должно быть готово переселиться на другие планеты.
Филев на пресс-конференции в 2016 г. несколько раз подчеркнул, что надеется максимально заработать на космической программе и не боится конкуренции на мировом рынке коммерческих запусков со SpaceX и другими игроками.
«В космической отрасли сейчас некий кризис, связанный с отсутствием прорывных идей», – констатирует председатель совета директоров ГК «Каскол», совладелец компании «Пусковые услуги» Сергей Недорослев. С одной стороны, в космос уже давно ушли связь и даже интернет, навигация, услуги по мониторингу земной поверхности для различных отраслей. С другой – национальные правительства постоянно меняют цели, а ведь традиционно именно они ставили четкие задачи частным и государственным компаниям и финансировали их, говорит бизнесмен. «И что теперь? Осваивать Луну, Марс? Но зачем, если на Луне уже были, а Марсу не повезло – кончилось соревнование идеологий [между СССР и США] и, соответственно, демонстрация возможностей», – рассуждает Недорослев.
Образовавшийся вакуум заполняют частные компании, которые ставят амбициозные – в масштабах всей земной цивилизации – цели: базы на Луне, колонизация Марса, добыча полезных ресурсов в космосе, полеты к звездам, продолжает Недорослев. И у них есть деньги на их выполнение.
Проект по запуску ракетоносителей с «Морского старта» может быть коммерчески успешным, считает бизнесмен. Но есть и риски, как и в любом бизнесе. Новую ракету «Союз-5» для проекта разрабатывает РКК «Энергия», на конференции прозвучал срок поставки пять лет и цена фиксированная. Но изделие сложное, кооперация огромная, и есть риски как сорвать сроки, так и не вписаться в заявленную цену. Между тем запуски контрактуются на глубину до 5–6 лет. Поэтому уже сегодня нужно заключать контракты с конкретной датой, а для этого нужно быть уверенным в сроках получения ракет.
Впрочем, пока Филевы еще не закрыли сделку по покупке Sea Launch. Это может произойти в течение двух месяцев, уверяет человек, близкий к одной из сторон сделки. Уже получено одобрение американских регуляторов (платформа базируется в порту Лонг-Бич в Калифорнии). Представители S7 и «Энергии» на запросы «Ведомостей» не ответили.
Исправленная версия. Во втором абзаце исправлена информация о покупке космодрома.