Первый сжиженный газ отгружен с «Ямал СПГ»

Газ с нового завода «Новатэка» принял танкер, названный в честь погибшего президента Total
«Ямал СПГ» (50,1% – у «Новатэка», по 20% – у французской Total и  китайской CNPC, еще 9,9% – у Фонда Шелкового пути) – первый завод  «Новатэка» по сжижению газа
«Ямал СПГ» (50,1% – у «Новатэка», по 20% – у французской Total и китайской CNPC, еще 9,9% – у Фонда Шелкового пути) – первый завод «Новатэка» по сжижению газа / Евгений Разумный / Ведомости

«Мы должны сделать этот проект. Он практически наполовину готов», - говорил о проекте «Ямал СПГ» в августе 2014 г. президент Total Кристоф де Маржери. В октябре того же года де Маржери погиб в авиакатастрофе в аэропорту «Внуково». И вот - 8 декабря 2017 г. танкер, названный в честь погибшего президента Total, принял на борт первую партию сжиженного газа, произведенного новым заводом «Новатэка». Право «нажать кнопку» председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон предоставил президенту России Владимиру Путину. В 16.40 мск отгрузка газа была запущена.

«Я всех поздравляю, кто работал над этим проектом. С первой отгрузкой на танкер, который назван в честь нашего друга Кристофа де Маржери», - сказал Путин во время церемонии. Не все верили в проект, некоторые говорили «не надо этого делать», напомнил Путин, «но нашлись люди, которые рискнули и доказали, что этот риск обоснованный». Кроме того, Путин сообщил, что после завершения строительства третьей очереди «Ямал СПГ» будет построена четвертая - «целиком на российских технологиях». Ранее о том, что «Новатэк» рассматривает возможность расширить завод четвертой линией мощностью около 1 млн т. в год, сообщал Михельсон.

Сразу после завершения церемонии Владимир Путин провел совещание по вопросам развития российских проектов производства сжиженного природного газа - прямо на территории «Ямал СПГ». «К 2040 г. мировой спрос на газ, по оценкам экспертов, увеличится более чем на 40%, при этом рост СПГ может составить до 70%. Россия должна занять на этом рынке достойную нишу, которая сейчас достаточно скромна», - сказал президент.

В качестве почетного гостя в Сабетту прилетел председатель совета директоров Saudi Aramco Халид аль-Фалих. В начале октября министр энергетики России Александр Новак сообщал, что крупнейшая нефтегазовая компания Саудовской Аравии проявляет интерес к участию в возможном следующем проекте «Новатэка» - строительстве завода «Арктик СПГ-2». «Интерес есть, но его глубина пока непонятна», - говорил «Ведомостям» один из федеральных чиновников.

Вместимость танкера Christophe de Margerie - чуть менее 173 000 куб. м СПГ. Погрузка займет от 18 до 20 часов. Кто именно станет получателем партии, «Новатэк» не сообщил.

В конце октября финансовый директор «Новатэка» Марк Джетвей сообщал, что поставки СПГ могут начаться с отгрузки китайской CNPC. Азиатский рынок сбыта - ключевой для проекта. До конца 2017 г. может быть отгружено еще несколько партий СПГ. Вероятно, сразу после Christophe de Margerie под погрузку встанет еще один танкер - «Борис Вилкицкий», который уже прибыл в порт Сабетты.

Предполагалось, что первая очередь «Ямал СПГ» будет запущена в ноябре 2017 г., сообщал в конце сентября министр энергетики Александр Новак. «В ноябре запланировано две отгрузки, в декабре их будет уже четыре. В перспективе на 2018 г. - до 10 танкеров-газовозов в месяц», - уточняло в октябре Уральское таможенное управление Федеральной таможенной службы.

«Ямал СПГ» (50,1% – у «Новатэка», по 20% – у французской Total и китайской CNPC, еще 9,9% – у Фонда Шелкового пути) – первый завод «Новатэка» по сжижению газа. Проект предполагает запуск трех технологических очередей суммарной мощностью 16,5 млн т СПГ в год. Производство на первой технологической линии завода началось во вторник, 5 декабря. Запуск второй и третьей линий был запланирован на конец 2018 г. и 2019 г. соответственно, но этим летом Михельсон рассказывал, что строительство будет ускорено. «Думаю, что вторая линия будет введена месяца на три раньше [плана] и на 6–9 месяцев раньше будет введена третья линия», – говорил Михельсон в конце июля.

Первая партия сжиженного газа «Ямал СПГ» отгружена на танкер «Кристоф де Маржери»

Стоимость «Ямал СПГ» - около $27 млрд. Из них примерно 20-25% - стоимость обустройства Южно-Тамбейского месторождения, около 60% - строительство завода, говорил Михельсон. Кроме того, на верфи южнокорейской DSME для «Ямал СПГ» было заказано 15 танкеров-газовозов класса Arc7, способных ходить по Северному морскому пути. Общая стоимость заказа в 2014 г. оценивалась в сумму около $5,5 млрд. Танкер Christophe de Margerie стал пилотным судном проекта.

Почти 96% производства уже законтрактовано – основными потребителями станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона, сообщал «Новатэк». Акционеры проекта «Новатэка» - Total и CNPC - будут закупать на долгосрочной основе у «Ямал СПГ» 2,38 млн т, 4 млн т и 3 млн т в год соответственно, сообщал «Интерфакс». Структура «Газпрома» - Gazprom Marketing & Trading Singapore (GM&T) заключила контракт на поставку до 2,9 млн т СПГ в год. Еще 2,5 млн т законтрактовано испанской Gas Natural Fenosa. Трейдинговая дочка «Новатэка» - Novatek Gas & Power договорилась продавать 1 млн т СПГ французской Engie, 0,9 млн т - британской Shell International Trading Middle East и 0,5 млн т - трейдеру Gunvor.

«Газпром» опасается, что освобожденный от НДПИ и экспортной пошлины СПГ, произведенный на новом заводе «Новатэка», может снизить экспорт концерна в Европу. «Любой поставленный на европейский рынок кубометр того же СПГ - это минус один кубометр того же российского [трубопроводного] газа, - говорил 5 декабря замначальника департамента 123 «Газпрома» Николай Кисленко. - Газ, который он заместит, - это тот самый, [с которого налоги и пошлины] «Газпром» передал бы в бюджет российского государства» (цитата по «Интерфаксу»).

«Производство и экспорт СПГ не должны привести к ослаблению позиций в экспорте сетевого газа», - подчеркнул Путин во время совещания.

Насколько оправданы опасения «Газпрома», пока неясно. Контракты на продажу газа «Ямал СПГ» имеют привязку к определенным портам или регионам, сообщал в 2016 г. генеральный директор «Ямал СПГ» Евгений Кот. «Рынки определены во всех контрактах. Примерно 86% идет в АТР», - цитировал Кота «Интерфакс». GM&T в ущерб головной компании действовать также не будет. «СПГ будет поставляться на условиях ФОБ (free-on-board) в пункте перевалки в Западной Европе для дальнейшей доставки на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, преимущественно в Индию», - сообщал «Газпром». В 2012 г. GM&T заключила контракт с индийской GAIL на поставку 2,5 млн т СПГ. Позднее GAIL попросила о пересмотре цены. «Газпром» подтверждал, что такие переговоры ведутся, но об их результате стороны не сообщали. В последних числах ноября «Газпром» уведомил индийскую компанию о подготовке к началу поставок с апреля 2018 г.