Автомобилестроители будут бороться за палладий

Из-за роста автомобильного производства и ужесточения экологического законодательства спрос на металл растет быстрее предложения
Производителям палладия не стоит расслабляться: «значительный рост цен на металл может привести к его замене на платину, которая используется в дизельных двигателях», отмечает Халиков
Производителям палладия не стоит расслабляться: «значительный рост цен на металл может привести к его замене на платину, которая используется в дизельных двигателях», отмечает Халиков / Wikimedia

Мировой дистрибутор платиноидов Johnson Matthey прогнозирует, что в этом году нехватка палладия в мире составит 970 000 унций, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на презентацию компании. В 2016 г. дефицит металла на рынке был 100 000 унций, в 2015 г. – 300 000 унций. Причина в сокращении производства на 5% и одновременном росте потребления. В этом году, по оценкам Johnson Matthey, потребление палладия вырастет до 2 млн унций – в том числе благодаря активному развитию химической промышленности в Китае.

Дефицит палладия можно объяснить ростом автомобильного рынка в Китае и ужесточением требований к автомобилям в стране, говорит директор центра экономического развития Газпромбанка Айрат Халиков: «В Китае наиболее популярны автомобили с бензиновыми двигателями, в системах очистки выхлопных газов которых как раз и используются палладиевые автокатализаторы». По его оценке, авторынок в стране растет ежемесячно на 3–5%, после «дизельгейта» и европейский авторынок переориентировался на бензиновые двигатели.

Производителям палладия не стоит расслабляться: «значительный рост цен на металл может привести к его замене на платину, которая используется в дизельных двигателях», отмечает Халиков. 29 ноября, по данным Tompson Reuters, унция палладия стоила $1021,47. Это на 7,3% дороже платины. Если тенденция продолжится, уже в 2018–2019 гг. производители катализаторов начнут переходить на платину – скорость развития технологий этому будет только способствовать, рассуждает эксперт. Об этом говорил в интервью Bloomberg и президент «Норникеля» Владимир Потанин. Он напомнил, что в начале 2000-х гг. в схожей ситуации автопроизводители, столкнувшись с нехваткой палладия, переориентировали производство на платину. В 2016 г. «Норникель» создал палладиевый фонд – Global Palladium Fund L.P. – с лимитом финансирования до $200 млн. Фонд является финансовым инструментом для работы с крупными держателями запасов палладия, стимулирует спрос на промышленное использование палладия и снижает волатильность рынка.

40% мирового производства палладия приходится на Россию и ЮАР, крупнейший производитель – «Норникель» (его доля – 39,8%), говорится в годовом отчете компании. «Норникель» планирует в 2017 г. произвести 3,5–3,7 млн унций платины и палладия и сохранить производство на таком же уровне в 2018–2020 гг. «Норникель» тоже прогнозирует дефицит палладия – 1,2 млн унций в 2017 г., 1,8 млн унций в 2018 г., и 2,3 млн унций к 2020 г. По мнению директора по маркетингу компании Антона Берлина, спрос на палладий будет расти в связи с необходимостью выполнять обязательства по снижению уровня CO2 к 2021 г.: будет расти число гибридных автомобилей. Основной отраслью потребления останется автомобильная промышленность, уверен он. «Норникель» заинтересован в стабильных поставках палладия на рынок и планирует сохранить стабильный уровень производства платиноидов на ближайшие 2–3 года. Возможные проекты роста – Южный кластер и Масловское месторождение, подчеркнул представитель компании.

Производителям палладия не стоит расслабляться: «значительный рост цен на металл может привести к его замене на платину, которая используется в дизельных двигателях», отмечает Халиков