РЖД предложила строить скоростную дорогу Москва – Берлин
Маршрут через Россию должен связать Китай и Европу«Российские железные дороги» (РЖД) предложили консорциуму «Немецкая инициатива», в который среди прочих входят Siemens, Deutsche Bank и Deutsche Bahn, поучаствовать в строительстве участка высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Евразия» от Москвы до Берлина. Об этом сообщил ТАСС со ссылкой на источник, близкий к переговорам. Это подтверждают и два источника «Ведомостей», близких к участникам переговоров. Пока это лишь предложение, конкретные условия еще не обсуждались, уточняют они. Представители РЖД и Siemens от комментариев отказались.
Предполагаемая протяженность участка Москва – Берлин – 1852 км, передает ТАСС со ссылкой на презентацию РЖД. Инвестиции оцениваются в 2,86 трлн руб.
Ранее «Немецкая инициатива» интересовалась возможностью участия в проекте ВСМ Москва – Казань. Но недавно российские власти решили его реализовывать по частям, первым этапом будет ВСМ Москва – Владимир. Строительство участка планируется завершить к 2023 г. Причина – нехватка денег, в том числе бюджетных, пояснял источник «Ведомостей». Общая стоимость ВСМ до Казани оценивалась в 1,3 трлн руб. без НДС, до Владимира – около 460 млрд руб., говорил «Ведомостям» человек, близкий к РЖД. Ожидаемые сторонние инвестиции – около 255 млрд руб. Из этой суммы примерно 104 млрд руб. может вложить китайский Фонд Шелкового пути.
Изначально Россия хотела создать отдельные ВСМ для пассажирских перевозок. Но в итоге было решено интегрировать их в мегапроект ВСМ «Евразия», предполагающий организацию высокоскоростных пассажирских и грузовых перевозок. Этот маршрут, пролегающий через Россию, как предполагается, свяжет Китай и Европу. Общая протяженность магистрали составит 6089 км, из них 2366 км – по территории России. Общие капитальные затраты составят 9,18 трлн руб., передает ТАСС.
Участок «Евразии» в восточном направлении от Москвы интереснее китайским инвесторам, в западном – европейским, считает один из источников. Их интерес связан с возможностью увеличения производства, прежде всего подвижного состава, и предоставления финансирования под гарантии российской стороны, поясняет он.
Передача «Немецкой инициативе» участка Москва – Берлин логичнее, чем первоначально обсуждавшееся частичное софинансирование ВСМ Москва – Казань, соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. С участком Москва – Берлин проект обрел завершенность, но планируемые инвестиции – малоподъемная сумма, отмечает он. «Плюс к этому проект теперь требует согласования слишком большого количества стран и компаний», – указывает эксперт.
В числе других рисков – возможные проблемы с привлечением финансирования в условиях сохранения санкций, а также из-за необходимости обеспечить единство технологических решений при строительстве и выбор поставщика поездов, перечисляет Бурмистров.