Цены на уголь возобновили стремительный рост

Более медленное, чем ожидалось, закрытие мощностей в Китае спровоцировало дефицит угля
Китайская промышленность поняла, что руды и угля понадобится больше, чем они планировали
Китайская промышленность поняла, что руды и угля понадобится больше, чем они планировали / David Goldman / AP

Цены на коксующийся уголь с начала ноября выросли на 17,6%, превысив отметку в $200/т (в начале месяца, по данным АКРА, тонна угля стоила $170). По данным Metals & Mining Intelligence, последний раз больше $200 тонна коксующегося угля стоила в июле 2012 г. (см. график). Цены на железную руду тоже постепенно отыгрывают падение – в ноябре стоимость тонны достигла $68, и рост продолжается.

Цены поддержали новости из Китая. Загрузка сталелитейных мощностей в Китае снизилась с 76% в сентябре до 64%, приводят аналитики БКС данные Reuters. А загрузка мощностей в Хэбэе, крупнейшей сталелитейной провинции Китая, упала с 77 до 52%. Официальное подтверждение этим данным может появиться в середине декабря с публикацией статистических данных. Такое снижение – это рекордный минимум, подчеркивают аналитики БКС. Но ожидания, связанные с экологической программой Китая по снижению вредных выбросов промышленных производств, были выше, поэтому на рынке возник дефицит металлургического угля и железной руды, говорит аналитик АКРА Максим Худалов. В Китае производится почти половина всей стали в мире: из 1,7 млрд т стали, выпущенных в 2016 г., 843,2 млн т пришлось на Китай. Китайская промышленность поняла, что руды и угля понадобится больше, чем они планировали. По оценкам Худалова, дефицит коксующегося угля сейчас составляет около 4 млн т. В то же время в Китае продолжается реструктуризация металлургической и угольной отрасли – закрываются малоэффективные и неконкурентные производства.

Так что такие скачки цен на сырье закономерны, считает Худалов. По его мнению, это не долгосрочный тренд, а лишь совпадение нескольких рыночных факторов, но оно играет на руку крупнейшим российским производителям коксующегося угля – «Мечелу» и Evraz (их представители на вопросы не ответили). Так, Evraz с начала ноября на Лондонской бирже подорожал на 3,15%, а вот «Мечел» на бирже в Нью-Йорке упал на 3,9%.

Ралли на рынке металлургического сырья уже поддержало компании. В первом полугодии «Мечел» произвел 10,3 млн т угля, на 10% меньше, чем годом ранее, следует из материалов компании. При этом EBITDA добывающего сегмента компании выросла на 139%: с 14,4 млрд до 34,6 млрд руб. благодаря росту цен на сырье. Из данных Metals & Mining Intelligence следует, что с июня 2016 г. по июнь 2017 г. цена на коксующийся уголь выросла на 63,3%: с $90 до $147 за тонну. Всего на долю добывающего сегмента пришлось 82,9% в структуре EBITDA всего «Мечела» в первом полугодии 2017 г. (41,7 млрд руб.).

В первом полугодии Evraz произвел 11,5 млн т коксующегося угля, следует из данных компании. На долю добывающего сегмента пришлось 57,2% ($659 млн) в структуре EBITDA компании. Общий показатель EBITDA Evraz за первое полугодие – $1,15 млрд. По сравнению с первым полугодием 2016 г. показатели добывающего сегмента компании значительно выросли. На добычу угля пришлось 37,4% от общей EBITDA ($216 млн).

Помогает рост цен на сырье и «Северстали», пишут в отчете аналитики Credit Suisse. Несмотря на снижение продаж концентрата коксующегося угля на 92% до 68 950 т за девять месяцев (исключая внутригрупповые продажи) и снижение продаж железорудного сырья на 3% до 4,4 млн т, EBITDA дивизиона «Северсталь-ресурс» выросла в 2,4 раза – до $607 млн. На долю дивизиона пришлось 33% общей EBITDA компании.

Китайская промышленность поняла, что руды и угля понадобится больше, чем они планировали