ФАС выдвинула «Яндекс.Такси» и Uber условия объединения

Так служба надеется обеспечить конкуренцию и приемлемую стоимость перевозок
Цель – сохранить конкуренцию на рынке, а значит, и тарифы на рыночном уровне, пояснил «Ведомостям» замруководителя службы Анатолий Голомолзин
Цель – сохранить конкуренцию на рынке, а значит, и тарифы на рыночном уровне, пояснил «Ведомостям» замруководителя службы Анатолий Голомолзин / Максим Стулов / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России одобрила объединение сервисов «Яндекс.Такси» и Uber с выдачей предписания. Как сообщается на сайте службы, ходатайство сторон согласовали 24 ноября. На его рассмотрение ФАС понадобилось два дополнительных месяца.

«Яндекс.Такси» и Uber в середине июля сообщили о слиянии бизнесов в России, Казахстане, Белоруссии, Азербайджане, Армении и Грузии, инвестировав в новую компанию суммарно $325 млн. В ней российский поисковик получил 59,3%, Uber – 36,6%, остальное – сотрудники.

Антимонопольная служба предписала «Яндекс.Такси» и Uber не запрещать партнерам, водителям и пассажирам сотрудничать с другими агрегаторами услуг такси. Цель – сохранить конкуренцию на рынке, а значит, и тарифы на рыночном уровне, пояснил «Ведомостям» замруководителя службы Анатолий Голомолзин. Для ФАС важно обеспечивать развитие конкуренции «даже на самом начальном этапе [развития этого рынка], чтобы все [его] участники находились в равных условиях», отметил Голомолзин. Сейчас суммарная доля «Яндекс.Такси» и Uber на московском рынке такси составляет 65%, их основного конкурента Gett – 25%, знает человек, близкий к московской мэрии. В целом по России общая доля «Яндекс.Такси» и Uber, по собственным данным, не превысит 10%.

Тайный гигант

Недавно объединившиеся сервисы такси RuTaxi и Fasten (ГК «Везет») могут оказаться больше, чем «Яндекс.Такси» и Uber, пишет «Интерфакс» со ссылкой на руководителя ФАС Игоря Артемьева. Сделка между RuTaxi и Fasten, по его словам, не проходила согласование службы. Независимая юридическая оценка подтвердила, что такое согласование не требовалось, пояснил директор по корпоративным отношениям ГК «Везет» Александр Костиков, не уточнив деталей.

Многие таксопарки уже работают со всеми доступными сервисами заказа такси, чтобы получить как можно больше заказов, замечает управляющий партнер Heads Consulting Александр Базыкин. Водители Uber всегда могли и могут сотрудничать с другими сервисами, подчеркнула представитель этого сервиса. То же самое и у «Яндекс.Такси», по словам его представителя Владимира Исаева.

Официально действительно не существует ограничений на сотрудничество клиента и водителя с другими сервисами, но может использоваться система мотивации на работу с одним сервисом, говорит представитель Gett Алена Балакирева, не уточняя, о какой мотивации речь. Например, агрегатор снижает взимаемую комиссию, если таксопарк брендирует машину символикой агрегатора, знает человек, близкий к одному из участников рынка. Правда, если на заказ одного агрегатора приезжает водитель с символикой другого сервиса, это создает проблемы в отношениях таксопарка и агрегатора и таких ситуаций партнеры стараются избегать, добавляет он.

Также ФАС обязала сервисы «Яндекс.Такси» и Uber «обеспечить максимально полное и доступное информирование пользователей о юридическом лице, осуществляющем перевозку, с сохранением истории поездок». Предписание дано на случай, если выясняется, что поездка выполнена ненадлежащим образом, тогда потребитель будет знать, кому и как предъявлять претензии, сказал Голомолзин.

Сделка, по словам представителей «Яндекса» и Uber, может быть закрыта после новогодних и рождественских праздников, в январе 2018 г.

Цель – сохранить конкуренцию на рынке, а значит, и тарифы на рыночном уровне, пояснил «Ведомостям» замруководителя службы Анатолий Голомолзин