Путин предлагает запретить иностранным судам возить углеводороды по Севморпути
Президент считает, что суда под российским флагом должны получить исключительное право на перевозкуВопрос, который я хотел бы поднять, – о предоставлении судам, плавающим под российским флагом, исключительного права на перевозку и хранение углеводородов в акватории Северного морского пути, – заявил президент России Владимир Путин на совещании по вопросам развития дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда». – Соответствующий законопроект сейчас рассматривается в Госдуме. Рассчитываю, что уже в скором времени будет принят» (цитата по «Интерфаксу»). Запрет на перевозку нефти и газа для любых судов не под российским флагом должен помочь российским судоходным компаниям увеличить объем морских перевозок и дать «дополнительные возможности для обновления принадлежащего им флота», сказал Путин.
Законопроект «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» правительство внесло в Госдуму еще год назад – 22 августа 2016 г. Законопроект предлагает предоставить судам под российским флагом преимущественное право на перевозки и буксировку в пределах континентального шельфа. Увеличение доли участия российских перевозчиков повлечет за собой увеличение их доходов и, как следствие, увеличение их налоговых платежей в бюджет. При этом возможность осуществления указанных видов перевозок и буксировки судами под флагами иностранных государств сохранится. Об исключительном праве транспортировки углеводородов по Севморпути в законопроекте речи не идет. Правда, законопроект в первом чтении утвержден не был. Дата рассмотрения во втором чтении пока не назначена, следует из материалов сайта Системы обеспечения законодательной деятельности. Но, судя по данным сайта, поправки к законопроекту подготовлены, профильный комитет Госдумы рекомендовал их принять, их текст не опубликован.
Запрет на перевозку углеводородов по Северному морскому пути судам без российского флага может отразиться на работе нефтегазовых компаний, которые отгружают нефть в северных портах, и судоходных компаний, которые их обслуживают. Так, у «Лукойла» на побережье Печорского моря есть порт Варандей, кроме нефти, которую добывает компания в Западной Сибири, отгружает здесь на экспорт нефть месторождений им. Требса и Титова (ими «Лукойл» владеет совместно с «дочкой» «Роснефти» – «Башнефтью»). В 2016 г. на Варандее было отгружено 8 млн т нефти. Собеседник, близкий к «Лукойлу», рассказал, что компания фрахтует суда у «Совкомфлота» для транспортировки нефти, но под какими флагами они ходят, сказать затруднился. Представитель «Лукойла» на вопросы «Ведомостей» не ответил.
В порту Сабетта на побережье Карского моря в этом году «Ямал СПГ» должен начать отгрузку сжиженного природного газа (СПГ). Строительство завода завершил «Новатэк» с партнерами. Первая очередь будет производить 5,5 млн т СПГ в год. Специально для проекта «Ямал СПГ» заказал 15 танкеров арктического класса. Первый из них – «Кристоф де Маржери» – находится в управлении «Совкомфлота», это судно сейчас зарегистрировано под флагом Кипра. В «Новатэке» возможные последствия введения ограничений не комментируют.
Нефть с платформы «Приразломная» в Карском море отгружает «Газпром нефть», но ей изменения не страшны. «Все суда, которые возят наши ресурсы с Новопортовского и Приразломного [месторождений], имеют приписку к российским портам», – сообщил «Ведомостям» представитель «Газпром нефти». Представитель «Роснефти» от комментариев отказался.
Получить комментарии представителя «Совкомфлота», крупнейшей российской судоходной компании, в четверг вечером не удалось. Источник, близкий к ней, говорит, что 75% судов компании ходят под российским флагом.
С одной стороны, законопроект – это логичный шаг для отстаивания национальных интересов, считает топ-менеджер крупной судоходной компании. «Если вы думаете, что другие страны не вводят ограничения на работу на своих шельфах и не продвигают свои интересы, вы глубоко заблуждаетесь, на шельфе Аляски, например, могут работать только американские суда под местным флагом и с американским капитаном», – говорит собеседник «Ведомостей». С другой – судоходные компании заказывают строительство судов на заемные деньги, напоминает эксперт, и одним из условий кредиторов является в том числе флаг, под которым судно будет ходить. Это делается для того, чтобы знать, в какой юрисдикции находятся залоги. При смене юрисдикции банки могут потребовать залоги или полную стоимость кредита, знает собеседник «Ведомостей».
Пока, впрочем, законопроект поддерживают не все. «Суда, плавающие под флагом иностранного государства, по общему правилу будут лишены возможности осуществлять перевозки и буксировку в указанных акваториях по указанным маршрутам. Полагаем, что данный подход не в полной мере соотносится с принципом свободы судоходства и не учитывает, что Конвенция ООН по морскому праву ограничивает права прибрежного государства в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе», – говорится в правовом заключении к законопроекту, зарегистрированном 7 июля 2017 г.