«Роснефть» впервые допустила перенос новых проектов из-за сделки ОПЕК
Может быть отложен запуск Русского месторождения«Роснефть» может отложить один или два проекта, если соглашение ОПЕК и других производителей нефти об ограничении добычи будет продлено, заявил первый вице-президент компании по добыче Эрик Лирон на телеконференции по итогам работы компании за январь – сентябрь 2017 г. «Роснефть» – первая российская компания, которая может скорректировать ввод новых месторождений из-за сделки ОПЕК+, согласно которой Россия обязалась сократить добычу на 300 000 барр./сутки (все остальные участники – на 1,5 млн барр./сутки), говорит аналитик «Атона» Александр Корнилов.
Может быть отложен запуск Русского нефтегазоконденсатного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе, сказал Лирон, а также Юрубчено-Тохомского месторождения в Красноярском крае. Лицензия на разработку Русского месторождения принадлежит «Тюменьнефтегазу», который вошел в состав «Роснефти» после покупки ТНК-BP в 2013 г. Извлекаемые запасы месторождения – 410 млн т нефти. Планировалось, что оно будет запущено в 2018 г. и к 2023 г. станет производить 130 000 барр./сутки (6,4 млн т в год). Юрубчено-Тохомское принадлежит «Востсибнефтегазу» («дочка» «Роснефти»), там запасы оцениваются в 272 млн т нефти, запущено месторождение должно быть в 2017 г., а полка добычи к 2018 г. должна быть около 100 000 барр./сутки (5 млн т в год). Для сравнения: крупнейший актив «Роснефти» «Юганскнефтегаз» производит около 60 млн т нефти в год. Вся «Роснефть» в 2016 г. добыла 189,7 млн т нефти (см. инфографику).
Соглашение ОПЕК и еще 11 стран – производителей нефти (в том числе России) было заключено в ноябре прошлого года до июня 2017 г., затем было продлено до марта 2018 г. Но участники ОПЕК и Россия не раз высказывались, что и после марта 2018 г. соглашение может быть продлено. Возможность продления сделки ОПЕК+ допускал даже президент Владимир Путин.
Два министра энергетики из стран ОПЕК высказывались, что участники сделки могут продлить ее уже 30 ноября во время встречи в Вене, передавало Reuters. В эту среду министр энергетики Александр Новак может собрать руководителей крупнейших российских нефтегазовых компаний для обсуждения необходимости продления соглашения, пишет «Интерфакс». В 2018 г. рынок будет более-менее сбалансирован при условии продления соглашения, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Отказ от него принесет на рынок более 1 млн лишних баррелей в день, что означало бы рост избыточных запасов нефти и возвращение к ситуации 2016 г., говорит он.
Новые проекты для российских нефтяников, как правило, подпадают под налоговые льготы, что делает их существенно более рентабельными, чем зрелые месторождения, комментирует Корнилов. Поэтому инвесторы болезненно реагируют на любой перенос сроков начала разработки новых месторождений для нефтяников, сетует эксперт. Несмотря на это, негативный эффект может быть отчасти нивелирован ростом цен на нефть из-за сделки ОПЕК+, подчеркивает Корнилов. Отчетность и сообщения о возможном переносе запуска некоторых месторождений акционерам «Роснефти» не понравились: на Лондонской бирже компания потеряла в капитализации 4,81% до $55,64 млрд, на Московской бирже компания теперь стоит на 3,29% дешевле, чем в начале дня, – 3,3 трлн руб.
Но «Роснефть» не отказывается совсем запускать новые месторождения. Например, запуск Кондинского месторождения, которое «Роснефть» купила у Независимой нефтегазовой компании Эдуарда Худайнатова в начале года за 40 млрд руб., планируется на IV квартал этого года, говорится в материалах «Роснефти» о производственных итогах. Добыча на месторождении будет 5 млн т нефти в год уже к 2019 г. Кроме того, компания намерена ускорить запуск Тагульского месторождения на Ванкорском кластере, следует из презентации. Добывать на нем «Роснефть» рассчитывает 4,5 млн т в год (пик добычи будет к 2022 г.).
«Роснефти» есть куда поставлять нефть – в этом году компания увеличила поставки в Китай до 40 млн т. А в сентябре заключила со своим будущим акционером CEFC China Energy крупный контракт на пять лет о поставках компании по 10 млн т нефти в год, рассказывал главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин на встрече с инвесторами в Вероне в октябре. Новые договоренности не должны повредить прежним контрагентам (например, CNPC), отметил Сечин, с ними «Роснефть» продолжает работать. Им «Роснефть» продолжает поставлять по 14,4 млн т нефти в год.