Доступность имплантируемых медицинских изделий под угрозой
Виной тому действующая методика расчета ценНекоторые медицинские изделия, которые имплантируются в организм человека, могут стать недоступными для государства, предупреждает ассоциация международных производителей медицинских изделий IMEDA (объединяет более 40 глобальных компаний) в письме на имя вице-премьера Ольги Голодец. Представитель IMEDA подтвердил отправление такого письма, а представитель Голодец – его получение.
Постановление правительства, предусматривающее внедрение в России госрегулирования цен на отдельные имплантируемые медизделия по программе госгарантий, принято еще 30 декабря 2015 г., вступить в силу оно должно в конце 2017 г. По действующей методике цены на имплантируемые медизделия рассчитываются так: производители предоставляют в Росздравнадзор информацию о стоимости изделия, ведомство на основании ее определяет средневзвешенную цену для целого вида медизделий. Эту цену согласовывает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а регионы устанавливают оптовые надбавки. Всего под регулирование подпадает примерно 250 видов имплантируемых изделий, при этом средневзвешенные цены установлены на 48 из них, а предельные зарегистрированы Росздравнадзором (и не превышают средневзвешенные) только на 11, говорит представитель IMEDA.
В одном виде медицинских изделий может быть множество очень разных по характеристикам и стоимости позиций согласно письму IMEDA. Так, вид «Имплантаты для остеосинтеза: 2. Винты» включает 1150 позиций, вид «Стенты» – 123 позиции, перечисляет представитель ассоциации. В июле 2017 г. ФАС отказалась зарегистрировать цену на «Компонент эндопротеза тазобедренного коленного сустава тибиальный непокрытый с вкладышем». При расчете цены Росздравнадзор ориентировался на два изделия: одно стоимостью 7981 руб. (в 2016 г. продано 2675 шт.), другое – 92 646 руб. (8 шт.), соответственно, средневзвешенная цена получилась 8233,47 руб., пишет ФАС. При этом первое включает вкладыш и применяется при восстановлении подвижности коленного сустава, а второе – без вкладыша и применяется при хирургическом лечении опухолей и опухолеподобных заболеваний костей у взрослых, т. е. они не идентичны, заключает служба. Доля госзакупок на рынке медизделий велика, поэтому определенный контроль нужен, считает представитель крупного производителя медизделий Medtroniс. По его словам, поскольку не произведена оценка рынка имплантируемых медизделий, не сделан прогноз его развития, существует опасность, что будет закрыт доступ на рынок для инновационных медицинских изделий, которые на практике часто могут быть дороже обычных.
Есть проблема и с оптовыми надбавками, которые устанавливают регионы. Так, в некоторых из них надбавка составляет 1% для наиболее дорогостоящих технологий, пишет IMEDA, это вместе со средневзвешенными ценами угрожает доступности медизделий. При этом Белгородская область помимо надбавок в процентах установила и абсолютные предельные надбавки – не более 10 000 руб. для изделий стоимостью более 500 000 руб., приводит пример сотрудник одного из производителей, «непонятно, как область видит поставку дорогих медизделий в регион». Представитель Белгородской области в течение двух дней не ответил на запрос «Ведомостей». Уровень надбавок в некоторых регионах делает экономически невозможным обращение на рынке инновационных изделий и даже изделий средней ценовой категории; ситуация может привести к снижению объемов оказания некоторых видов высокотехнологичной медицинской помощи, говорит представитель Medtronic.
Целесообразно отменить или совершенствовать постановление, ведь с 1 января 2018 г. для государственных и муниципальных закупок медизделий будет действовать более эффективный инструмент – закупка по каталогу товаров, работ и услуг, подчеркивает IMEDA.
В Минздрав, по словам его представителя, данная инициатива еще не поступала. Представитель ФАС отказался от комментариев.