Бразилия не может получить нефть с собственного шельфа
Нефтяные компании опасаются работать со страной после коррупционного скандалаБразилия уже в феврале или марте должна получить первые 500 000 баррелей нефти с крупного шельфового месторождения Libra, находящегося к востоку от побережья Рио-де-Жанейро. Но сейчас у правительства нет танкеров, трубопроводов, терминалов и НПЗ для ее транспортировки, хранения и переработки. Проблема в том, что имеющие эти активы нефтяные компании, включая бразильскую Petrobras, опасаются работать с правительством после громкого коррупционного скандала в стране.
Корни нынешней проблемы возникли около 10 лет назад, когда страна обнаружила на шельфе крупные запасы нефти. Власти стремились показать, что доходы пойдут на благо людям. Поэтому тогдашний президент Луис Инасиу Лула да Силва решил выдавать права на бурение стратегических месторождений на аукционах тем компаниям, которые пообещают правительству наибольшую долю от прибыли, получаемой от добычи этой нефти.
Аукцион на месторождение Libra выиграл консорциум во главе с Petrobras в 2013 г. По условиям контракта, 42% прибыли должна получать специально созданная госкомпания Pré-Sal Petróleo SA (PPSA). В отличие от Petrobras, эта компания напрямую представляет правительство, и ее доходы должны идти в специальный фонд, предназначенный для расходов на такие нужды, как образование и здравоохранение.
Нефть без правил
Petrobras ожидает, что в ближайшие недели на месторождении начнется добыча и на начальном этапе она достигнет 50 000 баррелей в день. Но проблема в том, что сейчас PPSA неспособна получить физические поставки нефти. По закону, PPSA должна назначить «коммерческого агента» (энергетическую компанию или сырьевого трейдера) для отгрузки и продажи этой нефти. Изначально PPSA предполагала, что эту роль будет выполнять Petrobras. Но предъявленные правительством требования, например обязательство продавать нефть по наиболее выгодной для него цене, отпугнули Petrobras. По словам президента PPSA Ибсена Флореса Лимы, из-за того, что правительство не до конца прояснило правила, теперь на поиск агента через тендер может потребоваться два года.
«PPSA обратилась к ряду людей, но никто не согласился на это. [Власти] создали огромный риск для агентов», - утверждает представитель Petrobras.
По мнению бразильского консультанта по энергетике Адриану Пиреса, правительство придумало такие строгие правила, чтобы уменьшить риск коррупции. «В Бразилии времен Лулы такие транзакции [между частным и государственным сектором] не привлекли бы большого внимания, потому что он умел убеждать людей в том, что эти сделки совершаются ради общего блага, - отмечает Пирес. - Но после антикоррупционной операции «Автомойка» Бразилии нужны очень прозрачные модели».
Теперь PPSA пытается придумать с властями более гибкое решение. Пока не будет найден агент, PPSA планирует продавать нефть энергетическим компаниям, которые уже работают на месторождении. Но это может оказаться невыгодно для правительства, поскольку нефтяники будут стремиться сбить цену, предупреждает Пирес.
По оценкам Национального агентства нефти, природного газа и биотоплива Бразилии (ANP), добыча на Libra на пике может достичь 1,4 млн баррелей в день. В октябре правительство провело аналогичные аукционы на разработку еще шести месторождений. Поэтому, если решение проблемы не будет найдено, правительство рискует потерять много денег в ближайшие годы. «Не знаю, что именно будет сделано. Но мы с правительством работаем над этим», - утверждает Лима.
Перевел Алексей Невельский