Адвокат арестованного совладельца «Юлмарта» заявил об интересе Сбербанка к активу
Банк подтвердил, что изучал бизнес онлайн-ритейлераСбербанк интересуется долей в «Юлмарте», сообщил адвокат совладельца и председателя совета директоров онлайн-ритейлера Дмитрия Костыгина Ерлан Касенов. «Между «Юлмартом» в лице Костыгина и Сбербанком в лице первого зампреда правления Льва Хасиса с марта 2017 г. шли переговоры о продаже акций «Юлмарта», – заявил адвокат.
В начале октября 2017 г. Смольнинский районный суд Петербурга поместил Костыгина на два месяца под домашний арест. Он обвиняется в мошенничестве с кредитом Сбербанка на 1 млрд руб. Чтобы получить деньги, в Сбербанк были представлены ложные сведения о финансовом состоянии «Юлмарта», сообщал Следственный комитет России. В апреле 2016 г. Сбербанк перечислил 1 млрд руб., которыми Костыгин распорядился по своему усмотрению. Защита Костыгина на суде заявляла, что предприниматель не причастен ни к получению кредита, ни к хищению.
Касенов предполагает, что у Сбербанка, который летом договорился с «Яндекс.Маркетом» о совместном предприятии в онлайн-торговле, мог быть интерес «забрать инфраструктуру «Юлмарта» благодаря ситуации с кредитом».
У «Юлмарта» есть так называемые пригородные центры исполнения заказов в Санкт-Петербурге и Москве – крупные склады общей площадью более 100 000 кв. м, с которых компания доставляет заказы в пункты выдачи товаров внутри города. По итогам 2013 г. компания стала крупнейшим российским интернет-ритейлером с оборотом в 39,7 млрд руб. с НДС.
После этого совладельцы компании начали поиск инвесторов: деньги нужны были в том числе на развитие логистической инфраструктуры. Но в прошлом году они разругались. Костыгин и Август Мейер (контролируют 31,6 и 29,9% владельца «Юлмарта» – компании UHL) разошлись с партнером Михаилом Васинкевичем (38,5%) во мнениях о том, как дальше развивать бизнес. После этого у ритейлера начались проблемы с кредиторами. Выручка «Юлмарта» за три квартала 2017 г. составила более 33 млрд руб., финансовое состояние компании позволяет обслуживать долговую нагрузку, говорит Касенов.
Представитель «Юлмарта» отмечает, что компании, «безусловно, известно» о переговорах Костыгина с Хасисом. «Был достаточно серьезный интерес со стороны Сбербанка к нашему продукту», – добавил представитель ритейлера. «Нам известно, что сейчас Костыгин через адвокатов пытается продолжить переговоры со Сбербанком о реструктуризации задолженности и разрешении гражданско-правового спора без дальнейшего использования уголовно-правовых механизмов», – заметил он. О подобных переговорах по вхождению Сбербанка в капитал «Юлмарта» слышал совладелец другого крупного российского онлайн-ритейлера.
Сбербанк не раскрывает детали переговоров с клиентами и партнерами, заявил его представитель. «Но так как в данном случае клиент сам раскрыл ряд деталей предварительных переговоров, считаем возможным сообщить: профильное подразделение банка проводило анализ «Юлмарта» как потенциального объекта для инвестиций так же, как проводит анализ множества других активов на рынке, это и является задачей данного профильного подразделения», – сообщил представитель Сбербанка «Ведомостям». По его словам, так изучаются десятки потенциальных объектов для инвестиций, а «до сделок доходят единицы». «В данном случае условием начала предметных переговоров было урегулирование проблемной задолженности ритейлера, разрешение корпоративного конфликта, а также тщательная предынвестиционная проверка. Ни одно из этих условий не было выполнено», – подчеркнул представитель Сбербанка.
Васинкевич сообщил «Ведомостям», что не слышал о возможных переговорах «Юлмарта» и Сбербанка по вхождению в капитал ритейлера. «Гипотеза, что Сбербанк мог использовать такие переговоры в рамках решения вопроса с долгами компании, по моему мнению, нереалистична», – добавил Васинкевич.
У «Яндекс.Маркета» собственная IT-инфраструктура и разработки более сильные, чем у «Юлмарта», считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров. Что касается логистической инфраструктуры – петербургские склады могли бы быть интересны «Яндексу», рассуждает он, но это недостаточно в масштабах России. В Москве у «Юлмарта» не настолько развитая складская система, а построить собственные склады с поддержкой в виде инвестиций Сбербанка, возможно, было бы дешевле. «Мне кажется, что «Юлмарт» как площадка если и мог интересовать Сбербанк и «Яндекс», то только с точки зрения трафика», – считает Федоров. Он указывает, что на пике на сайт «Юлмарта» заходило 25 млн человек в месяц, но в последнее время этот показатель заметно снизился – примерно до 17 млн.
Пресс-службы «Яндекс.Маркета» и консультанта Васинкевича – компании А1 от комментариев отказались.
В подготовке статьи участвовала Ирина Синицына