Сечин не пришел в суд по делу Улюкаева

Сотрудники «Роснефти» отказались получать повестку, заявила судья
В понедельник пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев сообщил, что Сечин повестку не получил
В понедельник пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев сообщил, что Сечин повестку не получил / Сергей Портер / Ведомости

Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин по неизвестным причинам не пришел на процесс по делу бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева, сообщила в начале заседания судья. По ее словам, сотрудники нефтяной компании отказались получать повестку для Сечина. Ее также направили по факсу, добавила судья.

Сечина вызвали в суд давать показания 8 ноября. Повестку суд направил на адрес «Роснефти» заказным письмом через «Почту России». В понедельник пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев сообщил, что Сечин повестку не получил. На вопрос, придет ли Сечин на суд, Леонтьев отвечать не стал.

В «Почте России» RNS сообщили, что в пятницу повестку доставили в отделение связи по месту вручения, но уточнять, где повестка сейчас, не стали.

У стороны защиты не было возражений продолжить заседание при текущей явке, в связи с чем первым давать показания вызвали замминистра энергетики Алексея Текслера. Он рассказал, что входило в круг его должностных обязанностей в прошлом году: как и сейчас, он отвечал за стратегические вопросы, бюджет, финансы и кадры. Также он был председателем совета директоров «Башнефти».

По словам Текслера, 3 августа 2016 г. он дал отрицательное заключение о возможности участия госкомпаний в приватизации «Башнефти». Исходя из позиции вице-премьера (Аркадия Дворковича. – Прим. «Ведомостей»), подготовили свое мнение, вспоминает Текслер. В суде он зачитал ответ Минэнерго на поручение о согласовании сделки: «В соответствии с поручением президента и правительства Минэнерго в рамках своей компетенции сообщает о нецелесообразности компании, прямо или косвенно контролируемой государством, в приватизации имущества, находящегося в государственной собственности».

Он добавил, что во втором абзаце обращалось внимание, что синергетический эффект в размере 160 млрд руб. требует более детального обоснования с проведением соответствующих поручений.

На вопрос адвокатов, была ли в этом личная заинтересованность, как утверждает следствие, он ответил: «Не было и не могло быть». Он бы все равно перестал представлять в совете государство после приватизации, объясняет замминистра.

Мы не участвовали в принятии решения, кто должен участвовать в приватизации, добавил Текслер: неучастие в приватизации госкомпаний – это позиция курирующего ТЭК вице-премьера.

Текслер отметил, что подтвердить или опровергнуть расчеты «Роснефти» Минэнерго не могло: «Роснефть» оценивала синергетический эффект от приватизации в 160 млрд руб. Прошедшую сделку он оценил как хорошую.

Следующим давать показания вызвали замдиректора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Ивана Безменова. Его попросили вспомнить, проводились ли совещания по вопросам приватизации и отбора агента с участием Улюкаева. По словам Безменова, было одно рабочее совещание, где также присутствовал представитель «ВТБ-капитала», сотрудники министерства и т. д. В ходе совещания обсуждали возможность участия в приватизации иностранцев и госкомпаний. По иностранцам была общая позиция – не допускать, по госкомпаниям ничего не говорили, отметил Безменов.

Подбор агентов для сделки был двухэтапным, в нем победил «ВТБ-капитал». 15 июня его утвердили в качестве агента. Безменов уточнил, что «ВТБ-капитал» должен был подбирать покупателей. Он также подтвердил, что видел в СМИ заявления Улюкаева о том, что «Роснефть» является ненадлежащим покупателем.

Безменов добавил, что был проанализирован вопрос об участии «Роснефти» в приватизации «Башнефти», в результате было принято решение, что «Роснефть» по законодательству может участвовать, но правительство может установить ограничения отдельным поручением. По его словам, экономическое обоснование насчет синергетического эффекта при приватизации «Роснефти» было в письме Сечина.

На вопрос, какие правки Улюкаев вносил в отчет о сделке, Безменов заявил, что текст поправили в двух местах: про дополнительные стимулы к конкуренции и про синергетический эффект. Свидетель не знает, почему министр вычеркнул абзац про то, что введение ограничений для «Роснефти» потребует дополнительного анализа влияния на бюджет, но абзац считает важным.

Он не исключил, что вычеркнутые абзацы влияли на вывод о возможных дополнительных ограничениях для «Роснефти». Безменов напомнил, что на начальном этапе было много желающих принять участие в приватизации «Башнефти» – около 10 претендентов, но почему они отказались, ему не известно. Он отрицательно ответил на вопрос о том, поручал ли кто-нибудь подготовку документа, препятствующего участию «Роснефти» в приватизации. Но отчет о способах продажи акций был отправлен на дополнительную проработку с учетом новой структуры акционеров и текущей стоимости, добавил Безменов.

Следующий свидетель – советник отдела информационных технологий Минэкономразвития Сергей Волченков – отвечает за серверы министерства. Он рассказал, как изымали служебную переписку Улюкаева: экспортировали данные пользователя в единый файл и скопировали переписку Улюкаева с начала его работы в министерстве и до ареста. Сведения копировались на флешку, рассказал он. Контент переписки Волченков не смотрел, с сервера министерства она, скорее всего, уже удалена.

После заверешния допроса свидетелей судья Замоскворецкого суда Москвы приняла решение вызвать Сечина в суд повторно. Направить Сечину вторую повестку на заседании попросила защита Улюкаева. Представитель обвинения не возражал. Следующее заседание состоится 15 ноября.

Что читает подсудимый Алексей Улюкаев