В поставках алкоголя произошел масштабный сбой
Производители и продавцы говорят, что проблемы с ЕГАИС продолжаются уже несколько днейЕдиная государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) последние два дня работает со сбоями, сообщили участники форума на портале egais2016. Пользователи не получают ответа от системы при отправке накладных по нескольку часов, сетуют они, оптовики и производители не могут отгрузить продукцию с предприятий своим клиентам.
ЕГАИС фиксирует движение алкоголя по всей цепочке – от производителя до продажи конечному потребителю, данные в систему передают производители, оптовые и розничные продавцы алкоголя.
Проблемы с работой системы уже заметили и все крупные пивоваренные компании – «Балтика», «Сан инбев», Heineken, Efes Rus. Они начались 9 ноября и продолжились 10 ноября. «Система начала зависать и фиксировала отгрузки с задержкой в 1,5–2 часа, отгрузки идут с опозданием», – говорит представитель Heineken. Сбой выдачи документов на готовую продукцию повлек за собой задержку отгрузки с производств и, соответственно, доставки в торговые точки более чем на 5 часов, говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям «Сан инбев» Ораз Дурдыев. «Балтика» указывает на сбои в работе универсального транспортного модуля (УТМ, программа для передачи и обработки документов в ЕГАИС) в течение последних двух дней, но существенных задержек в работе это не вызывает, сказал представитель компании.
Не в первый раз
Предыдущие масштабные сбои отмечались в начале января 2016 г., когда к ЕГАИС подключилось оптовое звено. Информация не отражалась в системе, возникал дефицит алкоголя на полках магазинов и др., писал РБК. Некоторое время спустя участники алкогольного рынка сообщали «Ведомостям» об очередях из грузовиков, выстроившихся у торговых сетей, отчего пиво на морозе замерзало и портилось.
При отправке документов всех видов в УТМ нет обратной связи, не возвращаются квитанции, в результате сопроводительные документы не выводятся на печать, говорит представитель Efes Rus Павел Филиппов. Это не позволяет отпустить загруженную машину, констатирует он: «Без документов машина простаивает на территории предприятия, а это, в свою очередь, приводит к срыву сроков доставки товаров ключевым клиентам, а также к выплатам компенсаций за простой транспорта».
«Это самый масштабный сбой с момента начала работы предприятия с системой», – говорит руководитель небольшой частной пивоварни. Ситуация особенно критична накануне выходных: в это время происходят основные отгрузки в рестораны и сети на пятницу приходится более половины всей отгруженной продукции за неделю, сетует он.
С начала октября было уже семь крупных сбоев с задержками фиксации информации в ЕГАИС, рассказывает представитель одного из ритейлеров. Но информация от оператора системы о плановых работах или сбоях в работе системы не поступает. Это крайне критично, поскольку приводит к задержкам как в приемке алкоголя на склад, так и в его отгрузке потребителям, замечает собеседник «Ведомостей». Последние три дня задержки в получении ответов от ЕГАИС достигают трех часов и более, говорит он.
Союзу производителей алкогольной продукции (в него входят Roust, «Белуга групп», Алкогольная сибирская группа и др.) о каких-либо сбоях пока не известно, сказал председатель правления союза Дмитрий Добров.
Система работает в штатном режиме, каких-либо сбоев не было, говорит представитель Росалкогольрегулирования. Жалоб от компаний о проблемах в работе системы не поступало, уверяет он.
Это не первый сбой в системе – о проблемах сообщали участники рынка и в начале 2016 г., когда все оптовые компании подключились к ЕГАИС (см. врез). Подобные ситуации иногда возникают, но благодаря совместной работе с Росалкогольрегулированием, как правило, оперативно решаются, говорит Дурдыев.
Чтобы понять, понесут ли компании реальный ущерб, надо сначала выяснить, на каком этапе возникла проблема, указывает партнер адвокатского бюро «А2» Михаил Александров. Если проблема действительно связана с работой системы, то ситуация может быть классифицирована как форс-мажор, а такие ситуации, как правило, описываются в договоре. B таком случае поставщик вполне может избежать санкций от заказчика, говорит он. Обычно штрафные санкции выставляются как процент от стоимости заказанной партии – в среднем от 0,1 до 0,5% в день. Также поставщик вынужден оплачивать транспортной компании время простоя транспорта.
Представители X5 Retail Group, «Дикси», «Магнита» и «Ашана» на вопросы «Ведомостей» не ответили.