Почему российские металлурги ушли с Украины

Активы были проданы или потеряны. Заработать не получилось ни у кого
Экономический и политический кризисы на Украине сделали свое дело/ Vincent Mundy/Bloomberg

Экономический и политический кризисы на Украине сделали свое дело: российские металлурги за минувшие два года продали или потеряли свои активы в этой стране. В октябре предприятия продали «Северсталь» и UC Rusal, летом несколько заводов продал Evraz. Инвестиции российских металлургов на Украине оказались неудачными, говорит аналитик АКРА Максим Худалов. «Вообще, российским металлургам за рубежом не рады, и касается это не только украинского опыта», – добавляет он.

Политическая ситуация на Украине не имеет отношения к сделке: «Северсталь» давно говорила о намерениях продать актив, который к тому же не связан операционно с российскими предприятиями компании, уверяет представитель компании. «Северсталь» приобретала «Днепрометиз» в 2006 г. Общая сумма сделки была $50 млн. Покупатель не разглашается, как и сумма сделки. Продать завод вместе с долгом компания могла, по оценкам Худалова, за $30–40 млн.

UC Rusal в середине октября продала Николаевский глиноземный завод швейцарскому трейдеру Glencore и договорилась с ним о долгосрочных поставках глинозема на свои российские заводы. Украинский завод обеспечивал UC Rusal 10,5% производства основного сырья для выпуска алюминия – глинозема. UC Rusal получила 97,5% Николаевского завода в 2000 г. за $300 млн. С октября 2016 г. UC Rusal находилась под украинскими санкциями. Сумма сделки не раскрывалась. Представитель UC Rusal лишь сказал, что антимонопольная служба Украины согласовала продажу завода Glencore, от других комментариев отказался.

Производителю угля и стали «Мечелу» повезло меньше всех – он вообще не получил денег за Донецкий электрометаллургический завод. Предприятие национализировало правительство Донецкой народной республики летом 2016 г.. Завод достался «Мечелу» в 2009 г. – он выкупил его у инвесткомпании А1 за $537 млн. Оплатить «Мечел» должен был равными долями ежемесячно с 2011 по 2018 г. На конец 2016 г. «Мечелу» еще надо было вернуть 8 млрд руб. (на конец 2015 г. было 14 млрд руб.), говорится в отчете компании. На вопросы о состоянии завода и перспективах восстановления контроля представитель «Мечела» не ответил. Предприятие из-за неблагоприятной конъюнктуры встало в 2012 г. А в 2013 г. у самого «Мечела» начались проблемы с обслуживанием $9,2 млрд долга.

Но не все металлурги торопятся выйти из украинских активов. Evraz в августе 2017 г. объявил, что не намерен продавать Днепровский металлургический завод, который производит чугун, сталь и прокат. Президент Evraz Александр Фролов рассказал на телеконференции, что производство работает стабильно, мощности загружены, логистика выстроена, сырье поставляется с Украины и есть потенциал для создания дополнительной стоимости. Это предприятие вместе с другими пятью заводами на Украине Evraz в 2007 г. выменял у украинского предпринимателя Игоря Коломойского за $1 млрд и 9,72% своих акций (сейчас его среди акционеров нет). В этом году Evraz начал избавляться от украинских активов: в июне компания продала 99,42% производителя железной руды «Evraz Суха Балка» за $108 млн Berklemond Investments Ltd., входящей в DCH Group Александра Ярославского. Соглашение о продаже «Evraz Южкокса» подписано еще в октябре 2016 г., но сделка до сих пор не закрыта. На вопросы представитель Evraz не ответил.

В текущей политической и экономической ситуации российским компаниям, имеющим активы на Украине, проще списать их или попытаться продать, чем искать возможности эффективного их развития, полагает директор московского офиса компании Urus Advisory Алексей Панин. Лучшее, что российские компании могут сделать с украинскими активами, – это продать их, считает гендиректор «Спутник – управление капиталом» Александр Лосев: «Развивать сейчас что-либо у российских компаний на Украине все равно не получится».