Как соратник Трампа оказался партнером «Сибура»

Министр торговли США Уилбур Росс владеет долей в пароходстве Navigator, обслуживающем нефтехимический холдинг из России
Как министр торговли Росс имеет влияние в правительстве практически по любому вопросу экономических отношений США с другими странами
Как министр торговли Росс имеет влияние в правительстве практически по любому вопросу экономических отношений США с другими странами / Jason Alden/Bloomberg

Министр торговли США 79-летний Уилбур Росс перед приходом в начале этого года в администрацию Дональда Трампа расстался с большей частью своих активов, пишет ICIJ. Но долю в судоходной компании Navigator Holdings оставил за собой. В 2016 г., как пишет ICIJ, Росс контролировал с соинвесторами 31,5% пароходства. Эта доля сейчас стоит $168 млн.

Среди крупнейших клиентов пароходства ICIJ называет нефтехимический холдинг «Сибур». По подсчетам Reuters, на российскую компанию приходится 8% выручки Navigator.

Двумя «ключевыми владельцами» «Сибура» ICIJ называет предполагаемого зятя президента России Кирилла Шамалова и находящегося под санкциями друга Владимира Путина Геннадия Тимченко. Когда-то они были крупными акционерами «Сибура». Тимченко контролировал 37,5%, но большую часть доли продал Шамалову. Тот на пике владел 21,4% акций «Сибура». Но сейчас у Шамалова 3,9%, у Тимченко – 17% акций «Сибура». Крупнейший же совладелец «Сибура» – Леонид Михельсон с 48,5%. Он также является крупнейшим акционером «Новатэка», попавшего в американские санкционные списки.

Как министр торговли Росс обладает полномочиями в области торговли и производственной политики, а также имеет влияние в правительстве практически по любому вопросу экономических отношений США с другими странами, включая Россию, говорится в расследовании.

Сам Росс проблемы с владением долей в Navigator не видит. В интервью телеканалу Sky он заявил, что при поступлении на госслужбу публично задекларировал долю в пароходстве. Росс стал членом совета директоров Navigator, когда компания уже сотрудничала с «Сибуром», и «никогда не встречался» с Шамаловым, Тимченко или Михельсоном, заявил ICIJ пресс-секретарь министерства торговли Джеймс Рокас.

«В связи с вводом в 2014 г. санкций в отношении одного из акционеров компании были проведены все необходимые проверки со стороны контрагентов на предмет наличия каких-либо ограничений по работе с «Сибуром» – их не выявлено», – сообщил представитель компании.

Navigator никогда не была единственной компанией, осуществляющей перевозки для «Сибура», сказал «Ведомостям» представитель российской компании. В первом полугодии 2017 г. расходы по контрактам с Navigator составили 2,8% от расходов компании на логистику ($15,9 млн из $557 млн). «По мировым меркам Navigator – это компания, замыкающая третью сотню судоходных компаний, и для «Сибура» она не является ключевым перевозчиком», – говорит гендиректор Infranews Алексей Безбородов. В июле у Navigator было 38 кораблей для транспортировки сжиженного природного газа, аммиака и других газов.

Юридические последствия для «Сибура» минимальны, поскольку указанные лица владеют миноритарными пакетами, считает партнер адвокатского бюро ЕМПП Мерген Дораев. А вот политические риски для администрации Трампа очень велики: недружественные ему силы начнут раздувать вопрос, требовать проведения расследования и могут превратить его в еще одно «русское дело», полагает Дораев.