«Алроса» смягчит требования к покупателям алмазов

Чтобы сохранить клиентов, компания позволит им решать, сколько алмазов и какие покупать, не раз в три года, а каждый год
Выручка «Алросы» от продаж алмазов за девять месяцев сократилась на 6,7% до $3,3 млрд
Выручка «Алросы» от продаж алмазов за девять месяцев сократилась на 6,7% до $3,3 млрд / Андрей Гордеев / Ведомости

Алроса» получила право свободно продавать алмазы лишь в 2007 г., когда были отменены экспортные квоты. Но первые долгосрочные контракты по аналогии с De Beers компания сумела заключить только два года спустя. «Мы были не готовы к кризису с точки зрения сбыта. Простое сравнение: в самом начале кризиса у нас клиенты исчезли сразу, потому что их было очень много», – сетовал в интервью «Ведомостям» в 2009 г. тогдашний президент «Алросы» Сергей Выборнов.

Теперь «Алроса» корректирует сбытовую политику, сообщила компания. На долю долгосрочных контрактов в 2018–2020 гг. будет приходиться, как и сейчас, около 70% общих продаж, рассчитывает «Алроса». Но основа ее сбыта – трехлетние контракты с гранильными, ювелирными и торговыми компаниями. «Это гарантирует стабильную работу для продавца и покупателя, а также защищает их от волатильности цен (см. график)», – приводит пресс-служба слова вице-президента «Алросы» Юрия Окоемова. Но вот ежемесячное количество приобретаемых камней и их ассортимент на три года утверждаются сразу. Теперь «Алроса» готова согласовывать эти параметры раз в год. Годовое планирование позволит более гибко реагировать на изменения конъюнктуры, пишет компания. С одной стороны, рынок действительно более волатилен, но с другой – «Алроса» давно гибко подходит к клиентам, так как конкуренция растет, говорит директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Николай Сосновский.

Теперь компания начала формировать контракты и список клиентов, рассказал представитель «Алросы». Сейчас у «Алросы» 59 долгосрочных контрактов.

По данным октябрьской презентации «Алросы» для инвесторов, с 2006 г. мировые продажи украшений с бриллиантами увеличивались ежегодно на 4%. В 2015–2016 гг. продажи держались на уровне около $80 млрд. Крупнейшие потребители – Америка, страны Азии, Европа, Индия и Япония, следует из презентации. Спрос на бриллиантовые украшения на этих рынках в среднесрочной перспективе будет расти, думают аналитики компании. До 2021 г. в США – на 2,1%, а в Китае – на 6,1%. Сейчас рынок алмазов «вялый», отмечает Сосновский: продажи ювелирных изделий в США падают, а в Китае рост пока не так заметен, чтобы исправить мировую картину. Выручка «Алросы» от продаж алмазов за девять месяцев сократилась на 6,7% до $3,3 млрд.

«Алроса» не прогнозирует рост производства бриллиантов – к 2019 г. он не превысит 2%. Анализ планов производителей алмазов и сроков жизни месторождений показывает, что с 2019 по 2025 г. производство расти не будет. «Цены на бриллиантовую продукцию на исторически невысоких уровнях, а значит, стимулов для инвестиций в новые проекты мало», – объясняет аналитик АКРА Максим Худалов. Он не прогнозирует повышения спроса на ювелирную продукцию, несмотря на рост численности среднего класса в Китае и Индии.