UTair обновляет парк позже всех
Авиакомпания последней из конкурентов взялась обновлять и расширять флот, но может еще успеть поймать небольшой спросУUTair есть масштабная программа обновления парка, ее планировалось запустить в 2018 г., но конъюнктура заставила отложить планы на 2019 г., рассказал президент «UTair – пассажирские авиалинии» Павел Пермяков. Многие игроки, в том числе государственные, ведут себя агрессивно: рынок растет слишком быстрыми темпами (за девять месяцев – на 19,7%) в том числе за счет снижения тарифов – в среднем на 15%; этот рост нездоровый и поддерживать его рыночной компании сложно, объяснил Пермяков. Из-за слишком быстрого роста и демпинга в сентябре разорилась «ВИМ-авиа».
Сейчас UTair – четвертая авиакомпания России, в январе – сентябре перевезла 5,5 млн пассажиров (+9%). В парке 47 среднемагистральных самолетов Boeing 737, три дальнемагистральных Boeing 767 и 14 региональных ATR 72.
Программа обновления парка рассчитана до 2025 г., в год будет приходить по 5–7 новых самолетов, говорит Пермяков. В первую очередь из эксплуатации будут выводиться возрастные Boeing 737-500 (их в парке 32), небольшие самолеты (126 кресел), приходящие суда будут иметь примерно по 180 кресел, таким образом, емкости будут расти при сохранении общего количества судов, продолжает Пермяков.
Стратегия консервативная, она может быть пересмотрена в большую сторону, если ситуация на рынке будет этому способствовать, добавил Пермяков. По его словам, данную стратегию одобрили кредиторы.
UTair – единственная крупная авиакомпания, которая в 2014–2017 гг. не обновляла и не расширяла флот. Наоборот, в 2014–2015 гг. флот сократился почти вдвое по программе повышения эффективности «Импульс». Это помогло авиакомпании в конце 2015 г. реструктурировать банковский долг на 43 млрд руб.
Обновлять и расширять парк UTair может только с разрешения кредиторов, знает человек, близкий к одному из банков. В финансовой модели группы «Ютэйр», представленной кредиторам в 2015 г., предусмотрено обновление парка самолетов UTair через операционный лизинг в основном начиная с 2019 г., рассказал представитель Сбербанка (банк возглавляет синдикат кредиторов). Пять самолетов должны были поступить в 2019 г., добавил он: «В настоящее время компания не обращалась в Сбербанк по вопросам, связанным с изменением планов увеличения парка самолетов авиакомпании в ближайшем будущем».
«Резкое увеличение объема авиаперевозок в 2017 г. – случай исключительный. В последующие годы таких темпов не будет, но UTair может рассчитывать на умеренный рост. Компании удалось пережить кризисный период, она повысила свою эффективность, но ее флот довольно возрастной и нуждается в обновлении», – говорит старший аналитик АКРА Александр Гущин. В 2014 г. компания сильно сократила свою маршрутную сеть и может начать постепенно ее восстанавливать. UTair заявляла и о планах активно наращивать международные регулярные перевозки, напоминает эксперт: но это сложный сегмент, где сильны лидеры – «Аэрофлот» и S7. Традиционно у UTair были хорошие позиции в Сибирском регионе, но они заметного роста не обеспечат, говорит Гущин.
Во вторник UTair объявила о ребрендинге, первый самолет в новой ливрее прибыл во «Внуково». Название UTair на фюзеляже будет выполнено более лаконичным шрифтом, без наклона и вязи, появится логотип – наклоненная вправо буква U, – который будет нанесен на хвост самолетов. Разработка логотипа и нового фирменного стиля обошлась в 4 млн руб. Половина флота будет перекрашена осенью – зимой, вторая половина – через год, сказала вице-президент «UTair – пассажирские авиалинии» Алина Щербинина. Гендиректор UTair Андрей Мартиросов рассказал, что подошел цикл перекраски судов и этим решили воспользоваться. «Нынешнему логотипу 15 лет, решили его обновить», – добавил он.
В этом году провела ребрендинг S7 Group – второй игрок на российском рынке. Фюзеляжи самолетов S7 перекрашиваются в два более спокойных (по сравнению с прошлым агрессивным) оттенка зеленого, с фюзеляжа уходят изображения силуэтов людей и красный цвет – логотип S7 теперь изображен белым цветом.