«Транснефть» покупает долю в порту «Усть-Луга»

ФАС одобрила ходатайство о приобретении 25% в уставном капитале компании
«Усть-Луга ойл» - владелец и оператор терминала, осуществляющего перегрузку нефтепродуктов с железнодорожного транспорта на морские танкеры, говорится на сайте компании
«Усть-Луга ойл» - владелец и оператор терминала, осуществляющего перегрузку нефтепродуктов с железнодорожного транспорта на морские танкеры, говорится на сайте компании / Усть-Луга Ойл

Федеральная антимонопольная служба России удовлетворила ходатайство «Транснефть-Балтика» (входит в «Транснефть») о покупке 25% плюс 1 голосующая акция в уставном капитале «Усть-Луга ойл», сообщило ведомство. Представитель «Транснефти» подтвердил готовящуюся сделку. Продавца и сумму сделки он не назвал. По данным Reuters, акции крупнейшего в Европе нефтепродуктового терминала продает миллиардер из списка Forbes Андрей Бокарев (совладелец и председатель совета директоров компаний «Трансмашхолдинг» и «Кузбассразрезуголь»). При общей стоимости компании до 100 млрд руб. «Транснефть» может заплатить за блокпакет 20–25 млрд руб., считает эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев.

Крупнейшими в мире являются перевалочные мощности терминалов Ближнего Востока. В частности, основной порт Саудовской Аравии Ras Tanura имеет общую пропускную способность около 6,5 млн барр. в день (300 млн т год). Иран в ближайшие годы планирует запустить нефтяной терминал на берегах Оманского залива, который сможет переваливать до 50 млн т в год. Проектная мощность терминала «Усть-Луга ойл» – 30 млн т нефтепродуктов в год. Этот показатель делает терминал крупнейшим в Европе (после него идет Роттердам мощностью 27 млн т), добавляет Калачев.

«Усть-Луга ойл» – владелец и оператор терминала, осуществляющего перегрузку нефтепродуктов с железнодорожного транспорта на морские танкеры, говорится на сайте компании. Нефтетерминал «Усть-Луга» является конечной точкой «Балтийской трубопроводной системы – 2», предназначен для перевалки нефти на морские суда. Основные грузоотправители – «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Газпром нефть». Сейчас акционерами «Усть-Луга ойл» являются международный энергетический трейдер Gunvor (26%, через кипрскую Capefar Limited) и Бокарев (74%, через ООО «Толинг»). Gunvor не продает свою долю, сказал представитель компании. Связаться с Бокаревым «Ведомостям» не удалось.

«Транснефть» уже владеет долей в Невской трубопроводной компании (владелец и оператор терминала по перевалке нефти в порту Усть-Луга). «Вся инфраструктура порта и подводящие трубопроводы тесно переплетены. С этой точки зрения покупка компанией доли в порту логична», – пояснил представитель «Транснефти». У компании есть доли во всех портах, в которых она работает. Перед ней стоит задача по обеспечению транспортировки нефтепродуктов, производство которых с завершением модернизации нефтеперерабатывающих заводов будет расти – на рынке ориентировочно появится 40 млн т дизтоплива, говорит он. «Владение пакетами акций в портах упрощает компании выполнение этой задачи», – добавил он.

Блокирующий пакет позволит «Транснефти» влиять на стратегические решения терминала, что сделает сбыт продукции более предсказуемым, заметил партнер юридической компании Vinder Law Office Дмитрий Ошивалов. «Усть-Луга ойл» начала генерировать хороший денежный поток – ее выручка в 2016 г. составила 23,7 млрд руб., чистая прибыль – 18,3 млрд руб., – говорит Калачев. – Именно этим актив интересен «Транснефти». А владелец контрольного пакета, скорее всего, решил капитализировать свою долю участия, поделившись контролем с заинтересованным покупателем».