Крупный бизнес продолжит субсидировать электроэнергию для населения
Минэнерго предлагает сохранить для бизнеса повышенную плату за передачу электроэнергии«Последняя миля» на заре реформы электроэнергетики была придумана как временная мера, чтобы поддержать на плаву распределительные сетевые компании – МРСК. Они получили право арендовать у управляющей магистральными сетями (ЛЭП напряжением свыше 220 КВт) ФСК подходящие к промышленным предприятиям участки и получать двойную плату – за свои услуги и тариф на передачу электроэнергии по этому участку. Это позволяло МРСК не повышать тариф на передачу электричества населению.
За пять лет к 2017 г. размер перекрестного субсидирования в сетевом комплексе вырос почти на 70% до 368 млрд руб., а в 2022 г., по оценкам Минэнерго, составит 417 млрд руб. И вся эта нагрузка ложится на малый и средний бизнес, ЖКХ и бюджетные предприятия, так как крупные энергопотребители уходят в собственную генерацию или подключаются напрямую к сетям ФСК, тариф которой не включает перекрестное субсидирование, говорится в материалах ведомства.
Чтобы это исправить, Минэнерго подготовило законопроект, который равномерно распределит величину перекрестного субсидирования между всеми потребителями (кроме населения) независимо от того, к каким сетям они подключены – магистральным или распределительным. Тарифы будут меняться в зависимости от категории потребителей. Еще Минэнерго предлагает изменить условия оплаты услуг транспортировки для клиентов, которые подключились к сетям после 1 января 2023 г. Они должны будут оплачивать энергию по единым тарифам, старые – с учетом распределения перекрестного субсидирования. Это позволит прочим потребителям снизить платежи на 1%, или на 31 млрд руб. в год. «Россети» поддерживают инициативу Минэнерго, передала через представителя заместитель гендиректора холдинга по экономике Оксана Шатохина: для повышения инвестпривлекательности и эффективного развития сетевых предприятий необходимо устанавливать долгосрочные, экономически обоснованные и прозрачные тарифы, считает она.
Предполагалось, что «последняя миля» просуществует, пока не будет выработана новая система тарифообразования, которая компенсировала бы МРСК более высокие расходы на содержание сетей, чем у ФСК. В июле 2017 г. действие последних договоров аренды должно было закончиться, кроме некоторых регионов (см. таймлайн).
Крупные промышленные потребители, такие как UC Rusal и др., годами боролись с «последней милей» и в 2014 г. наконец получили возможность заключать прямые договоры с ФСК (ее тариф в 3–4 раза ниже – данные Минэнерго), а теперь предлагается развернуть ситуацию обратно, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Равномерное распределение перекрестного субсидирования будет означать рост тарифа на передачу электроэнергии для крупных потребителей на 92%, т. е. в среднем общий платеж для них станет больше на 16%, оценивает она.
По оценкам Минэнерго, в 2017 г. темпы роста тарифов для населения составляют 4,3% по сравнению с 2016 г., а для прочих потребителей – 10,5%. Чтобы к 2022 г. снизить перекрестное субсидирование до 89 млрд руб., тариф для населения с 2018 г. должен расти ежегодно на 13,9%, что сейчас невозможно, отмечает Минэнерго. Единственный способ ликвидировать перекрестное субсидирование – опережающий рост тарифов для населения, парирует Порохова. Минэнерго этим проектом расписывается в собственном бессилии, говорит директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселев: вместо сокращения перекрестного субсидирования ведомство предлагает его узаконить, а ликвидированную «последнюю милю» восстановить и увеличить.
Предложение о равномерном распределении перекрестного субсидирования требует проработки и обсуждения последствий, передал через представителя замруководителя ФАС Виталий Королев. А введение дифференцированного тарифа он считает преждевременным. В Минэкономразвития это предложение пока не поступало, сказал представитель.