Компания экс-президента «Роснефти» вложит $5 млрд в месторождение на Таймыре
ННК Худайнатова заключила с Intesa соглашение о сотрудничестве по проектуНезависимая нефтегазовая компания (ННК) бывшего президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова оценила Пайяхское месторождение нефти на Таймыре в $5,8 млрд, вложить в него нужно еще $5 млрд для того, чтобы получить первую промышленную нефть, рассказал Худайнатов на Х Евразийском экономическом форуме. Искать инвесторов и структурировать проект будет российское подразделение банка Intesa Sanpaulo, об этом стороны договорились на форуме. Intesa также рассмотрит возможность участия в проекте, уточнил экс-президент «Роснефти».
Сейчас ННК не в лучшем финансовом положении: чистый долг компании – $1,9 млрд, а долговая нагрузка превышает 5 EBITDA. Сколько составляет долг акционерного уровня, компания не раскрывает. Кроме того, в июне США ввели против Худайнатова и ННК санкции в связи с кризисом в КНДР (компанию обвинили в поставках нефти в этот регион, Худайнатов это отвергает).
По словам Худайнатова, Пайяхское месторождение очень хорошее. «После успешных испытаний и нескольких гидроразрывов пластов нами получены притоки [нефти] более 300 барр. в сутки, или 40 т в сутки», – рассказал Худайнатов. По его мнению, при горизонтальном бурении притоки на Пайяхском месторождении будут больше.
Развитие проекта на первом этапе стоит $5 млрд, но это позволит выйти на самоокупаемость, сказал Худайнатов, общие капзатраты могут составить $20,6 млрд. Начало освоения Пайяхского проекта позволит компании в 2023 г. получить первые промышленные 7 млн т нефти. К 2025 г. месторождение может выйти на полку добычи 18–20 млн т нефти в год, уверен Худайнатов. Доказанные и вероятные запасы Пайяхского месторождения, оценку которых DeGolyer & MacNaughton завершит к 2018 г., превысят 1 млрд барр. нефти (130–170 млн т), говорится в презентации. Ресурсы оцениваются в 3,8 млрд барр., или 500 млн т, всего ресурсная база нефтегазоносной провинции может быть около 2,5 млрд т нефти, отметил Худайнатов.
«В среднем месторождения оцениваются исходя из запасов по $1 за барр., если добыча на нем не началась, но если уже есть инфраструктура и первая нефть получена, то месторождения оцениваются в $2 за барр.», – напоминает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. «Месторождение с запасами 160 млн т можно оценить в $1,2 млрд», – подчеркнул эксперт. Почему месторождение оценено в $5,8 млрд, неизвестно. С представителем ННК связаться не удалось.
Максимум добычи на месторождении может быть 21 млн т нефти в год, написано в презентации экс-президента «Роснефти». Это сопоставимо с одним из крупнейших месторождений «Роснефти» – Ванкором, которое добывает по 22,1 млн т нефти. Все разрешительные документы у компании уже есть, заверил Худайнатов итальянских инвесторов на форуме. Срок жизни месторождения, исходя из прогнозных запасов, может составить 8,5 года. Огромные капвложения оправданы, если запасов на Пайяхском месторождении будет от 400 млн т и выше, указывает аналитик БКС Кирилл Таченников. Для сравнения: запасы Ванкорского месторождения – 476 млн т нефти и конденсата.
Открыта к сотрудничеству
В начале 2017 г. Худайнатов искал партнеров в ННК или в головную структуру холдинга - Alliance Oil. Он рассматривал возможность продать около 25% компании, перспективным партнером назывался в том числе катарский QIA.
После начала добычи на Пайяхском месторождении его стоимость вырастет кратно до $15 млрд, а после его выхода на проектную мощность – до $30 млрд, считает акционер ННК. Вся добытая нефть будет экспортироваться как в Европу, так и в страны АТР, для этого «уже достигнуты договоренности о строительстве первых 10 танкеров ледового класса на судоверфи «Звезда», сказал Худайнатов. Нефть на месторождении низкосернистая, маловязкая, отметил экс-президент «Роснефти».
Инфраструктуры на Таймыре, где расположено Пайяхское месторождение, нет. Худайнатов планирует строительство порта, нефтеналивного терминала на Енисее, дорог, ЛЭП и трубопроводов. Мощность терминала к 2023 г. будет более 7 млн т, заверил он, а к 2025 г. – 15 млн т с возможностью последующего увеличения. Об источниках финансирования Худайнатов не сказал.