Для российских самолетов появится еще одна льгота
Если флот отечественный, то для регулярных перевозок достаточно трех судов. Сейчас нужно восемьИзменения в федеральные авиационные правила подготовил Минтранс: выполнять регулярные перевозки можно будет, имея в парке только три самолета, если они произведены в России. Об этом рассказали топ-менеджеры двух российских авиакомпаний и человек, близкий к Минтрансу. Сейчас по правилам для регулярных перевозок необходимо минимум восемь самолетов, с меньшим флотом можно выполнять только чартерные рейсы.
Изменения будут сделаны в интересах прежде всего новой авиакомпании «Азимут», говорят два собеседника. Хотя в целом это очередная мера в поддержку российского авиастроения, добавляют они. «Азимут» начал полеты 21 сентября, в парке у него четыре российских самолета Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100), твердый контракт с Государственной транспортной лизинговой компанией предполагает поставку в лизинг 12 SSJ100.
«Указанные изменения будут введены в действие приказом Минтранса, который не подлежит согласованию с Минпромторгом. Они направлены на поддержку российских производителей авиационной техники и оцениваются нами положительно», – говорит представитель Минпромторга. Данные изменения в федеральные авиаправила находятся в завершающей стадии разработки, ответил представитель Минтранса.
«Это инициатива Минтранса. Изменениями смогут воспользоваться в будущем все новые авиакомпании, начинающие работу с российским парком, сейчас они важны только для «Азимута», – рассказал председатель совета директоров аэропорта «Внуково» и совладелец «Азимута» Виталий Ванцев (ему с Павлом Удодом принадлежит по 50% авиакомпании). «Логика изменений такова: региональных самолетов Embraer можно на рынке взять в лизинг сразу 20 шт., а российский авиапром не в состоянии быстро поставить восемь SSJ100 – нам надо стоять и терпеть убытки из-за того, что мы эксплуатируем российскую технику?» – продолжает Ванцев.
Еще четыре SSJ100 «Азимут» получит только в феврале – мае 2018 г., хотя все поставки могут быть выполнены на месяц-другой раньше графика, рассказал топ-менеджер «Азимута». «Гражданские самолеты Сухого» (входят в Объединенную авиастроительную корпорацию; ОАК) в 2015–2016 гг. поставляли менее 30 самолетов в год, в 2017–2018 гг. планируют поставить примерно по 35 судов, рассказывал в начале года президент ОАК Юрий Слюсарь.
«Азимут» базируется в Ростове-на-Дону, продает билеты из Ростова по семи направлениям («Внуково», Санкт-Петербург, Екатеринбург, Омск, Махачкала, Новосибирск, Самара), по два направления в продаже из Санкт-Петербурга, Москвы и Краснодара.
Перевод рейсов в разряд регулярных нужен для получения федеральных и региональных субсидий и для запуска самостоятельной продажи билетов, объясняет Ванцев. На чартерные рейсы перевозчик не имеет права продавать билеты пассажирам, но на сайте «Азимута» продаются билеты по всей его сети. Сейчас емкости «Азимута» продаются консолидатору «Випсервис», который перепродает билеты пассажирам, что для авиакомпании связано с дополнительными расходами, объяснил Ванцев. Билеты «Азимута» продаются через большое количество субагентов «Випсервиса», подтвердил гендиректор «Випсервиса» Дмитрий Горин.
Это третья инициатива по поддержке отечественного авиапрома, о которой стало известно с лета. Ранее Минтранс опубликовал приказ, по которому вновь создаваемая авиакомпания должна иметь в парке минимум три российских самолета. Правда, о новых проектах авиакомпаний пока не известно. В 2014–2017 гг. начали полеты три авиакомпании (см. инфографику). О самой кардинальной мере объявил Минпромторг: с 2019 г. планируется отменить режим временного ввоза иностранных самолетов, с них будет платиться пошлина (до 30% от стоимости).
«Вход на рынок эта мера серьезно облегчит, требование по восьми судам для регулярных рейсов было введено несколько лет назад и является весьма суровым», – говорит профессор ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд. Другое дело, что новые авиакомпании в России появляются достаточно редко, так как бизнес-среда в целом неблагоприятна для входа на этот рынок, добавляет эксперт.