РЖД оценила, во сколько обойдется БАМ и Транссиб

На модернизацию железнодорожных магистралей нужно около полутриллиона рублей
Вырученные от 2%-ной надбавки к грузовому тарифу 23,6 млрд руб. РЖД в 2017 г. направила на финансирование БАМа и Транссиба
Вырученные от 2%-ной надбавки к грузовому тарифу 23,6 млрд руб. РЖД в 2017 г. направила на финансирование БАМа и Транссиба / Д. Абрамов / Ведомости

РЖД подготовила проект второго этапа модернизации Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба с 2018 до 2025 г. Монополия подсчитала, сколько предстоит потратить на расширение магистралей в зависимости от грузопотока («Ведомости» ознакомились с материалами РЖД).

Если грузопоток вырастет в сравнении с 2012 г. в 1,9 раза (до 172,8 млн т), то модернизация потребует 493 млрд руб. (это базовый сценарий), а если перевозки вырастут в 2,2 раза, до 184,8 млн т, инвестиции оцениваются в 652,3 млрд руб.

Окончательной оценки экономической эффективности проекта пока нет, говорит источник в РЖД. Компания будет уточнять прогноз грузовой базы и макроэкономические показатели. «Финансово-экономические параметры будут раскрыты после согласования всех этих параметров», – добавляет собеседник «Ведомостей». Представитель РЖД от комментариев отказался. Минэкономразвития программу развития второго этапа БАМа пока не рассматривало, сообщил представитель министерства. В ведомстве готовят предложения о дополнительном финансировании проекта, уточнил он. «Минтранс проанализирует представленные РЖД расчеты, учитывая позитивный опыт реализации первого этапа модернизации БАМа», – сообщил представитель министерства.

«Проект предполагает развитие железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока, увеличение пропускной способности западного БАМа и других участков с ограниченной пропускной способностью. Это позволит вывезти уголь. Но РЖД консервативно подходит к оценке перспектив роста перевозок даже несмотря на то, что реализация первого этапа показала, что грузов больше, чем предполагали на этапе утверждения проекта», – говорит один из участников совещания в Минтрансе. По его словам, РЖД в этом проекте пока не рассчитывает на господдержку. Если правительство утвердит долгосрочную программу развития РЖД до 2025 г. и предложения о долгосрочной индексации тарифа по формуле «инфляция минус» на 10 лет, то собственных средств ей должно хватить, добавил источник в одной из компаний-грузоотправителей. Вырученные от 2%-ной надбавки к грузовому тарифу 23,6 млрд руб. РЖД в 2017 г. направила на финансирование БАМа и Транссиба.

Вопрос об источниках финансирования остается открытым, добавляет другой участник совещания. Пока финансирование для проекта предусмотрено только из средств фонда национального благосостояния – в августе 2017 г. президент Владимир Путин поручил в целом выделить на проект до 2019 г. 150 млрд руб.