Крупный подрядчик РЖД Юрий Рейльян станет концессионером Северного широтного хода

Дорога стоимостью 130,5 млрд рублей будет построена для перевозки углеводородов
Идее строительства дороги на севере Западной Сибири не один десяток лет
Идее строительства дороги на севере Западной Сибири не один десяток лет / Е. Разумный / Ведомости

Правительственная комиссия под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича утвердила экономическую модель Северного широтного хода (СШХ) – 460 км новой железной дороги Обская – Надым – Пангоды, расположенной на севере Западной Сибири, сообщили несколько участников совещания. Общая стоимость проекта – 130,5 млрд руб. В сравнении с предыдущей версией проекта (от марта этого года) снизился размер капитального гранта из бюджета – в 3 раза до 10 млрд руб., а срок окупаемости для концессионера вырос почти на восемь лет, до 29 лет, следует из утвержденной версии проекта («Ведомости» ознакомились с документом). Строительство должно начаться в 2018 г., а завершиться в 2022 г.

В специальной проектной компании – концессионере помимо РЖД, которая претендует на долю в размере от 25 до 49%, будет как минимум еще один инвестор. В конкурсе победила компания одного из крупнейших подрядчиков РЖД Юрия Рейльяна, говорит человек, знакомый с протоколом отбора. Она согласилась приобрести долю от 25% + 1 акция до 50% + 1 акция , уточнил собеседник «Ведомостей».

В капитал концессионера войдет компания Рейльяна «Спецтрансстрой», пояснил человек, знакомый с протоколом отбора. Эту информацию подтвердил и источник, близкий к одной из сторон, реализующих проект. Сам Рейльян отметил, что утвержденного протокола по отбору партнера РЖД для строительства СШХ он пока не получал. Между тем, согласно данным «СПАРК-Интерфакса», еще в апреле 2017 г. была зарегистрирована управляющая компания СШХ с уставным капиталом в 10 000 руб., которая на 100% принадлежит «Спецтрансстрою». Представитель Дворковича добавил, что инвестором СПК-концессии могут стать все, прошедшие процедуру отбора. Итоговую концессионную схему правительство должно утвердить в ноябре.

Предварительное одобрение проекта на столь высоком уровне – хороший знак, говорит человек, участвовавший в подготовке проекта: теперь препятствий для его реализации будет значительно меньше. Но, по мнению аналитика Raiffeisenbank Константина Юминова, инфраструктурные проекты со сроком окупаемости более 20 лет экономически не обоснованны. По словам источника, знакомого с проектом, на данном участке, скорее всего, будет установлен инвестиционный тариф, который выше, чем средний тариф РЖД. «Но в затратах на перевозку грузоотправители не потеряют – за счет того, что СШХ короче, чем южный ход, по которому грузы идут сейчас», – подчеркивает собеседник.

Северный широтный ход – стратегический проект, основным грузоотправителем которого будет «Газпром», поэтому частные инвесторы могут быть заинтересованы в участии в концессии только в случае дополнительных договоренностей с компанией, добавляет он. Источник, близкий к РЖД, заметил, что структура Рейльяна может быть не единственным инвестором – сейчас обсуждается вариант привлечения в капитал концессионера «Газпрома». «Проект Северного широтного хода важный, нужный, мы поддерживаем его и выполним взятые обязательства по соглашению с РЖД», – ответил на вопрос «Ведомостей» представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Но участие в проекте в качестве концессионера не рассматривается, уточнил он.

Идее строительства дороги на севере Западной Сибири не один десяток лет. Активная работа над проектом возобновилась в 2006 г., а с мертвой точки проект сдвинулся в марте 2017 г. – РЖД и «Газпром» подписали соглашение о его совместной реализации. РЖД за счет средств инвестпрограммы выполнит реконструкцию примыкающих участков Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги Северной железной дороги, включая станцию Обская, а также железнодорожной линии Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево Свердловской железной дороги на сумму 105,5 млрд руб. Финансирование, строительство и эксплуатацию линии Обская – Салехард – Надым (353 км, см. карту) обеспечит концессионер – на эти цели предполагается потратить 113,1 млрд руб. На реконструкцию и достройку участка Надым – Пангоды еще 17,4 млрд руб. потратит «Газпром» (потом линия будет сдаваться в аренду концессионеру). По прогнозам РЖД, к 2025 г. грузоперевозки по СШХ должны достичь 23,9 млн т за счет перевозок продуктов нефте- и газодобычи.

Идее строительства дороги на севере Западной Сибири не один десяток лет