Крупный подрядчик РЖД Юрий Рейльян станет концессионером Северного широтного хода
Дорога стоимостью 130,5 млрд рублей будет построена для перевозки углеводородовПравительственная комиссия под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича утвердила экономическую модель Северного широтного хода (СШХ) – 460 км новой железной дороги Обская – Надым – Пангоды, расположенной на севере Западной Сибири, сообщили несколько участников совещания. Общая стоимость проекта – 130,5 млрд руб. В сравнении с предыдущей версией проекта (от марта этого года) снизился размер капитального гранта из бюджета – в 3 раза до 10 млрд руб., а срок окупаемости для концессионера вырос почти на восемь лет, до 29 лет, следует из утвержденной версии проекта («Ведомости» ознакомились с документом). Строительство должно начаться в 2018 г., а завершиться в 2022 г.
В специальной проектной компании – концессионере помимо РЖД, которая претендует на долю в размере от 25 до 49%, будет как минимум еще один инвестор. В конкурсе победила компания одного из крупнейших подрядчиков РЖД Юрия Рейльяна, говорит человек, знакомый с протоколом отбора. Она согласилась приобрести долю от 25% + 1 акция до 50% + 1 акция , уточнил собеседник «Ведомостей».
В капитал концессионера войдет компания Рейльяна «Спецтрансстрой», пояснил человек, знакомый с протоколом отбора. Эту информацию подтвердил и источник, близкий к одной из сторон, реализующих проект. Сам Рейльян отметил, что утвержденного протокола по отбору партнера РЖД для строительства СШХ он пока не получал. Между тем, согласно данным «СПАРК-Интерфакса», еще в апреле 2017 г. была зарегистрирована управляющая компания СШХ с уставным капиталом в 10 000 руб., которая на 100% принадлежит «Спецтрансстрою». Представитель Дворковича добавил, что инвестором СПК-концессии могут стать все, прошедшие процедуру отбора. Итоговую концессионную схему правительство должно утвердить в ноябре.
Предварительное одобрение проекта на столь высоком уровне – хороший знак, говорит человек, участвовавший в подготовке проекта: теперь препятствий для его реализации будет значительно меньше. Но, по мнению аналитика Raiffeisenbank Константина Юминова, инфраструктурные проекты со сроком окупаемости более 20 лет экономически не обоснованны. По словам источника, знакомого с проектом, на данном участке, скорее всего, будет установлен инвестиционный тариф, который выше, чем средний тариф РЖД. «Но в затратах на перевозку грузоотправители не потеряют – за счет того, что СШХ короче, чем южный ход, по которому грузы идут сейчас», – подчеркивает собеседник.
Северный широтный ход – стратегический проект, основным грузоотправителем которого будет «Газпром», поэтому частные инвесторы могут быть заинтересованы в участии в концессии только в случае дополнительных договоренностей с компанией, добавляет он. Источник, близкий к РЖД, заметил, что структура Рейльяна может быть не единственным инвестором – сейчас обсуждается вариант привлечения в капитал концессионера «Газпрома». «Проект Северного широтного хода важный, нужный, мы поддерживаем его и выполним взятые обязательства по соглашению с РЖД», – ответил на вопрос «Ведомостей» представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Но участие в проекте в качестве концессионера не рассматривается, уточнил он.
Идее строительства дороги на севере Западной Сибири не один десяток лет. Активная работа над проектом возобновилась в 2006 г., а с мертвой точки проект сдвинулся в марте 2017 г. – РЖД и «Газпром» подписали соглашение о его совместной реализации. РЖД за счет средств инвестпрограммы выполнит реконструкцию примыкающих участков Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги Северной железной дороги, включая станцию Обская, а также железнодорожной линии Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево Свердловской железной дороги на сумму 105,5 млрд руб. Финансирование, строительство и эксплуатацию линии Обская – Салехард – Надым (353 км, см. карту) обеспечит концессионер – на эти цели предполагается потратить 113,1 млрд руб. На реконструкцию и достройку участка Надым – Пангоды еще 17,4 млрд руб. потратит «Газпром» (потом линия будет сдаваться в аренду концессионеру). По прогнозам РЖД, к 2025 г. грузоперевозки по СШХ должны достичь 23,9 млн т за счет перевозок продуктов нефте- и газодобычи.