Glencore обменяет свой пакет в UC Rusal на долю в En+

Стратегическая цель En+ – консолидировать UC Rusal полностью
Glencore меняет акции UC Rusal на расписки En+/ Андрей Рудаков/ Bloomberg

Структура Glencore Amokenga Holdings Limited обменяет принадлежащие ей 8,75% акций UC Rusal на расписки ее материнской компании En+ (владеет 48,13% алюминиевого холдинга). Об этом говорится в сообщении En+. Обмен после получения всех необходимых разрешений регуляторов будет произведен по цене IPO, которое En+ собирается провести в начале ноября на Лондонской бирже. Бумаги UC Rusal для конвертации будут оценены по средней цене на Гонконгской бирже за предыдущие 60 торговых дней.

«То, что Glencore предложила конвертировать ее долю UC Rusal в акции En+, – это признание уникальности нашего инвестиционного случая и сильной бизнес-позиции, – приводятся в сообщении слова гендиректора En+ Максима Сокова. – Мы рады получить поддержку такого уважаемого партнера, известного на глобальных сырьевых рынках. Мы и дальше будем искать возможности работать с Glencore и использовать ее непревзойденный опыт для развития нашего бизнеса».

Исходя из оценки En+ для IPO в $7–8 млрд Glencore за свой пакет UC Rusal может получить 10–12% акций En+ после размещения, посчитал аналитик БКС Кирилл Чуйко. Как снизится доля структур Олега Дерипаски Basic Element Limited и (или) B-Finance Limited в En+, пока оценить сложно. Сейчас им принадлежит 95,65% En+, еще 4,35% у ВТБ. Инвесторам En+ будут предложены новые и существующие бумаги на $1 млрд, но в какой пропорции, компания не информировала. Еще на $500 млн акции по цене размещения купит AnAn Group, структура китайского сырьевого трейдера CEFC, сообщала En+.

Glencore меняет акции UC Rusal на расписки En+, так как стратегическая цель Дерипаски – полностью консолидировать UC Rusal на материнской компании, рассказали «Ведомостям» три человека, близких к разным акционерам UC Rusal, и знакомый Дерипаски. Glencore всегда была на стороне Дерипаски, подчеркивает один из собеседников «Ведомостей». Год назад En+ уже изучала возможность присоединить энергетические активы к UC Rusal, но не смогла договориться с миноритариями компании об их оценке. Представитель En+ от дополнительных комментариев отказался, как и его коллега из Glencore.

На долю электроэнергии приходится до 30% себестоимости производства алюминия, крупнейшие конкуренты UC Rusal – Chalco, Alcoa, Norsk Hydro – имеют собственные активы, их обеспеченность энергией составляет от 22 до 61%, приводятся данные в обзоре «ВТБ капитала». En+ покрывает собственные потребности в электроэнергии на 101%, пишут аналитики.

Доля En+ в UC Rusal после сделки с Glencore вырастет с 48,13 до 56,88%. У структур Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника сейчас 20,5% UC Rusal, у «Онэксима» – 6%. По текущим котировкам их пакеты стоят $2,8 млрд. Бумаги остальных миноритариев стоят $1,75 млрд. Предлагала ли En+ другим миноритариям UC Rusal конвертировать их бумаги в свои, неясно. Представители Sual Partners и «Онэксима» от комментариев отказались. Один из людей, близких к акционерам UС Rusal, считает, что миноритарии будут требовать достойной оценки своих пакетов: «Задешево выходить никто не будет».

Министр-председатель

Бывший британский министр энергетики лорд Грег Баркер стал независимым председателем совета директоров En+, сообщила компания («Интерфакс»). До сих пор совет возглавляла Гульжан Молдажанова, представлявшая интересы En+. С назначением лорда Баркера совет En+ расширился до девяти человек, из них два независимых (еще Филипп Мелфэй). Перед или сразу после IPO независимых станет трое, сообщила En+.

UC Rusal была создана в 2007 г. – тогда «Русал» Олега Дерипаски объединил принадлежавшие ему сибирские алюминиевые заводы с алюминиевыми заводами и глиноземными активами «Суал-холдинга» и бокситовыми предприятиями Glencore. Получившаяся компания стала крупнейшим производителем алюминия в мире (в 2016 г. – вторая после китайской Hongqiao). В 2008 г. долю в компании в обмен на блокпакет «Норильского никеля» получил «Онэксим» Михаила Прохорова.

Крупнейших акционеров UC Rusal связывает жесткое акционерное соглашение, которое отдает операционное управление компании En+, оставляя за миноритарными акционерами право блокировать часть сделок. Отношения между акционерами непростые. В 2011 г. Дерипаска при поддержке Айвана Глайзенберга, гендиректора Glencore, отказался продавать «Норникелю» его акции за $12,8 млрд. Полгода спустя Вексельберг демонстративно покинул пост председателя совета директоров UC Rusal. Еще спустя какое-то время из совета вышел президент «Онэксима» Дмитрий Разумов.

Из-за отказа продать акции «Норникеля», которые стоят около $7,5 млрд, акционеры UC Rusal не видели дивидендов восемь лет – все средства уходили на погашение долга (с 2012 г. он сократился на 22% до $8,42 млрд). Первые выплаты UC Rusal сделала по итогам девяти месяцев 2015 г. – $250 млн. Сама компания с 2012 по 2016 г. получила от «Норникеля» на свой пакет $3,34 млрд дивидендов. «Я считал и считаю, что была огромная ошибка не продать пакет, – говорил Вексельберг в интервью «Ведомостям» весной прошлого года. – Да, имея эти деньги, мы бы давно расплатились, имели бы чистый баланс и кучу денег. UC Rusal была бы очень привлекательной компанией, имела бы деньги для нового развития».

Возможно, En+ попытается выкупить пакеты Sual Partners и «Онэксима», используя средства, привлеченные при размещении, чтобы завершить консолидацию, допускает один из собеседников «Ведомостей». Но другой предполагает, что могут быть использованы и недружественные методы (допэмиссия и проч.). Правда, Sual Partners и «Онэксим» по условиям соглашения имеют право блокировать подобные решения.