Mitsubishi Corporation станет владельцем блокирующего пакета в российском бизнесе Uniqlo
Японская корпорация уже сотрудничает с ним в Таиланде и ИндонезииЯпонская Mitsubishi Corporation купит 25% российского подразделения японского ритейлера Uniqlo – ООО «Юникло рус». Соответствующее ходатайство одобрила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Компании договорились о предстоящей сделке 11 сентября. Ее сумму стороны не раскрывают. Весь российский бизнес Uniqlo оценен в 1,3 млрд руб., уточнил представитель Mitsubishi. Когда может быть закрыта сделка, он сообщить затруднился: необходимо получить согласование регуляторов.
Uniqlo вышла на российский рынок в 2010 г., открыв первый магазин в московском торгово-развлекательном центре «Атриум». К 2020 г. на Россию должно приходиться до 7–8% глобальных продаж бренда против около 2% в 2015 г., рассказывал тогда исполнительный директор «Uniqlo Россия» Таку Морикава (более поздних данных нет). На конец августа под вывеской Uniqlo работал 21 магазин, преимущественно в Москве и Петербурге. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2016 г. выручка «Юникло рус» составила 6,4 млрд руб., чистая прибыль – 539 млн руб. Пока единственным владельцем «Юникло рус», согласно ЕГРЮЛ, остается японский холдинг Fast Retailing Co. (также развивает не представленные в России бренды GU и Theory).
Вместе японские компании планируют расширять бизнес Uniqlo в России. Сотрудничество откроет Uniqlo доступ к многолетним знаниям и опыту корпорации Mitsubishi, подчеркивается в ее заявлении, что поможет ускорить открытие новых магазинов, повысить узнаваемости бренда Uniqlo и усилить позиции на российском рынке. Такое сотрудничество откроет для Uniqlo дополнительные возможности по маркетинговой стратегии, развитию новых коллабораций, считает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. Сделка с Uniqlo – очередной способ диверсифицировать бизнес Mitsubishi в России, заметил ее представитель. Mitsubishi с годовым оборотом свыше $60 млрд – один из крупнейших японских концернов. У нее активы в промышленном, энергетическом, потребительском секторах, автомобильной индустрии и др.
У Fast Retailing и Mitsubishi уже есть подобный опыт сотрудничества: последней принадлежит также по 25% в бизнесах Uniqlo на рынках Таиланда и Индонезии, рассказал представитель корпорации. Всего Uniqlo управляет свыше 1800 магазинов в 18 странах. В 2017 финансовом году, завершившемся 31 августа, на бизнес Uniqlo приходится львиная доля в общей выручке холдинга (свыше 80%); оборот глобального Uniqlo за этот период вырос на 5% до $13,8 млрд, по собственным данным компании. В отчетности Fast Retailing показатели российского бизнеса не раскрывает.
У Mitsubishi диверсифицированный международный бизнес и большой опыт развития активов в России, поэтому инвестиции в потребительский сектор ожидаемы и вписываются в стратегию группы, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Так, Mitsubishi Corporation владеет 60% MMC, импортера в Россию автомобилей Mitsubishi. Также у корпорации вместе с французской PSA Group есть автозавод, где в том числе производится кроссовер Mitsubishi Outlander; а в мае 2017 г. она в качестве младшего партнера (10%) запустила вместе с Bridgestone в Ульяновской области завод по производству шин.
В российской экономике все сильнее заметен «поворот на восток», напоминает Бурмистров: активизация межправительственного взаимодействия способствует торгово-экономическому сотрудничеству. Так, в 2017 г. японская Mitsui инвестировала в «Р-фарм», а китайская корпорация CEFC купила долю в «Роснефти». Санкции ограничили приток европейских инвестиций и активность европейских компаний в российскую экономику, что открыло доступ международным компаниям из стран Азии, считает эксперт.
Представители Uniqlo в России и Fast Retailing Co. не ответили на запросы «Ведомостей».