ФГК вернет вагоны «УВЗ логистики»
Парк ФГК потеряет 26,7% всех полувагонов, компании сейчас придется искать транспорт«УВЗ логистике» (подконтрольна «Уралвагонзаводу», входит в «Ростех») теперь больше не грозят крупные штрафы и суды от «дочки» РЖД – Федеральной грузовой компании (ФГК). «УВЗ логистика» рисковала получить их за досрочное расторжение договоров аренды 27 200 полувагонов. ФГК вернет полувагоны «УВЗ логистике» без штрафных санкций, передал гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов через представителя. Решение было одобрено на внеочередном собрании акционеров ФГК 13 октября, добавил представитель РЖД. По словам последнего, после передачи парка доля полувагонов ФГК на российском рынке снизится до 18,8% (сейчас 23%, см. график).
ФГК взяла вагоны в аренду в 2015 г., разрешение компания получала у ФАС. Тогда оператор заключил контракт до 2019 г. Но в середине 2017 г. Чемезов попросил президента РЖД Олега Белозерова вернуть полувагоны «УВЗ логистике» до конца года. Договор надо было прекратить досрочно: «У ФГК есть определенные обязательства по ряду контрактов – они должны их исполнить» и после этого они смогли бы «освободить вагоны», говорил Чемезов («Интерфакс»). Компания, по его словам, «хорошо заработала на этих вагонах». Вероятный претендент на парк «УВЗ логистики» – Первая нерудная компания Артема Чайки, говорят несколько источников «Ведомостей» в компаниях-грузоотправителях, представитель компании не ответил на вопросы.
Теперь ФГК придется искать вагоны для исполнения контрактов, чтобы заместить парк «УВЗ логистики», говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. После возврата вагонов «УВЗ логистике» парк ФГК сократится на 26,7% до 90 000 вагонов. Выручка ФГК за ноябрь – декабрь 2017 г. сократится примерно на 2,5 млрд руб., подсчитал Бурмистров. «Парк ФГК с начала ноября сократится, полувагоны «УВЗ логистики» уже фактически выключены из перевозочного процесса и логистических схем клиентов ФГК, – говорит эксперт. – На их включение в работу и заключение договоров с грузоотправителями «УВЗ логистике» потребуется не менее двух недель». В 2018 г. ФГК сможет немного восстановить парк: компания планирует купить до 20 000 грузовых вагонов, а спишет всего 12 000, говорил ранее «Ведомостям» ее гендиректор Алексей Тайчер.
Но теперь вагоны обойдутся ФГК дороже. С 2015 г., когда компании договорились об аренде вагонов, ставки оперирования полувагонами выросли более чем в 3 раза, до 1500–1600 руб. в сутки. В 2016 г. выручка ФГК выросла в 1,5 раза до 73,2 млрд руб., а чистая прибыль составила 5,8 млрд руб. (для сравнения: в 2015 г. компания получила убыток в 8,5 млрд руб.).
Разорвать договор с ФГК и досрочно отдать вагоны могло быть выгодно для «УВЗ логистики» – компания могла найти арендатора с более выгодными условиями, считает юрист BGP Litigation Олег Хмелевский. «Если будет установлено нарушение прав третьих лиц, публичных интересов, то соглашение о расторжении договора может быть признано недействительным», – добавил он. «Но суд грозил бы дополнительными финансовыми затратами и потерей времени», – добавляет Игорь Грицай из юрфирмы «Клифф».