Петербургские продавцы товаров для ремонта осваивают Московский регион
Сеть «Максидом» хочет на месте бывшего завода Coca-Cola открыть магазинПетербургский ритейлер товаров для дома и ремонта «Максидом» может приобрести основные производственные средства компании «Нидан соки». Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже одобрила соответствующее ходатайство, сказано на ее сайте.
«Нидан соки» – структура ирландской «дочки» производителя напитков Coca-Cola, свидетельствуют данные ЕГРЮЛ. Основной актив российской компании – производственно-складской комплекс в подмосковных Котельниках площадью почти 30 000 кв. м, напоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров (см. также врез). Стоимость объекта он оценивает от 1,3 млрд до 1,6 млрд руб. Представитель Coca-Cola на запрос не ответил.
«Если сделка состоится, на территории завода будет открыт гипермаркет «Максидом», уточнила член совета директоров компании Мария Евневич в разговоре с РБК. Сроки и сумму сделки она не уточнила. Ответить по существу на вопросы «Ведомостей» Евневич отказалась: «У нас в правилах не декларировать великих планов, пока нет стопроцентной уверенности».
Кто интересовался заводом
Подмосковный завод «Нидан» вместе с заводом в Новосибирске Coca-Cola остановила еще в 2014 г., объясняв это оптимизацией бизнеса. Год спустя ФАС одобрила ходатайство о приобретении 100% «Нидан соков» российской «дочкой» одного из крупнейших в мире производителей замороженных полуфабрикатов для изготовления свежей выпечки Lantmannen Unibake (входит в шведскую Lantmannen Group). Почему сделка не состоялась, выяснить не удалось: в Lantmannen Group на запрос не ответили.
О намерениях выйти на московский рынок «Максидома» известно давно. В начале августа представитель «Максидома» рассказывал «Ведомостям», что компания занимается проектированием нового магазина в Москве. В мае газета «Деловой Петербург» писала со ссылкой на пресс-службу ритейлера, что первый гипермаркет «Максидом» в Москве на Каширском шоссе должен заработать в 2019 г. У «Максидома» восемь гипермаркетов в Петербурге и по одному в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани и Уфе. Основной владелец компании – ее председатель совета директоров Александр Евневич.
Для «Максидома» покупка новых и строительство готовых объектов недвижимости – основной способ экспансии, замечает Бурмистров. «Максидом» работает в привычном формате гипермаркета, поэтому может рассматривать подобные активы, говорит и Евгений Мовчан, гендиректор другого продавца товаров для дома и ремонта из Петербурга – строительного торгового дома (СТД) «Петрович».
За последние два года «Петрович», по собственным данным, построил в Москве четыре магазина. У «Петровича», по словам Мовчана, «уникальный формат», поэтому покупка готовой недвижимости для компании неприемлема. «Петрович» вышел на рынок с инновационным форматом, ориентированным на мультиканальные продажи и высокое качество сервиса, в первую очередь доставки, что позволило ему выделиться среди конкурентов, отметил Бурмистров.
По данным «Infoline-аналитики», рынок товаров для дома и ремонта в Петербурге и Ленинградской области по итогам 2016 г. составлял 90 млрд руб. (-9,5%), Московского региона – 404 млрд руб. (-9,8%). Крупнейшие игроки – Leroy Merlin с выручкой 186 млрд руб., OBI (36,8 млрд руб.), «Петрович» (31,3 млрд руб.), по данным «Infoline-аналитики», «Максидом» на шестом месте с 18,9 млрд руб.
С учетом программы реновации потенциал роста емкости московского рынка существует как минимум в горизонте 10 лет, замечает Бурмистров, поэтому все крупнейшие российские ритейлеры сохраняют на нем фокус или выходят сюда. Однако, по его словам, здесь очень сильные позиции у основных конкурентов петербургских компаний – Leroy Merlin и OBI. «Это то, с чем придется столкнуться новым игрокам», – добавляет он. «На московском рынке строительных гипермаркетов есть четко определенный лидер. Поэтому столице нужны новые форматы, которые составят альтернативу DIY-лидеру и строительным рынкам», – считает Мовчан.
Правда, ранее в интервью «Ведомостям» Мовчан признавал, что конкуренция на петербургском рынке сильнее – магазинов DIY-формата на душу населения там больше, чем в Москве, где популярны также рынки и отдельные стройбазы. В Москве, по его словам, «конкуренция меньше, но рынок более развитый, надо быстрее двигаться».
Санкт-Петербург