Бизнес попросит Медведева отложить введение «продуктовой ЕГАИС»

Производители продуктов питания опасаются коллапса рынка
Если система в нынешнем виде будет внедрена с начала 2018 г., производство продуктов питания будет парализовано, особенно молочной продукции, считает один из собеседников «Ведомостей»
Если система в нынешнем виде будет внедрена с начала 2018 г., производство продуктов питания будет парализовано, особенно молочной продукции, считает один из собеседников «Ведомостей» / Денис Гришкин / Ведомости

Крупнейшие иностранные производители продуктов питания в России обратятся к председателю правительства Дмитрию Медведеву с просьбой не вводить с 1 января 2018 г. электронную ветеринарную сертификацию (ЭВС) готовой продукции, сообщило несколько участников Консультативного совета по иностранным инвестициям, который возглавляет Медведев (состоится 16 октября, см. стр. 01). Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова переадресовала вопросы в Минэкономразвития – оно готовит повестку заседания. На нем будут обсуждаться предложения компаний по оптимизации внедрения ЭВС, знает профильный федеральный чиновник. Представитель Минэкономразвития этот вопрос не комментирует.

Согласно закону о ветеринарии с 1 января 2018 г. на электронные сопроводительные ветеринарные документы обязаны перейти все производители животноводческой продукции – в том числе молочных продуктов (молоко, кефир, сыр, мороженое и проч.), мясных изделий (колбаса, сосиски и др.) и кормов для животных. Оформление электронных документов должно проходить в системе «Меркурий».

Идея – проследить путь пищи от поля до прилавка, объясняет представитель Россельхознадзора. На совещании по сельскому хозяйству 13 октября президент Владимир Путин назвал ЭВС самым эффективным способом борьбы с контрабандой продовольственных товаров, подпадающих под санкции.

Сейчас ветеринарные сопроводительные документы обязаны получать только производители сырья: сырого молока, мяса и водных биоресурсов. Документы выдает региональная ветеринарная служба – на месяц, объясняет сотрудник животноводческой компании. Продукция животного происхождения после термической обработки не несет ветеринарных рисков, ветеринарные документы не нужны, подчеркивает один из собеседников «Ведомостей». Готовая продукция в ветеринарном отношении безопасна, контроль обеспечивает Роспотребнадзор, согласен предправления «Союзмолока» Андрей Даниленко.

Крупнейшие производители молочных продуктов в России – французская Danone («Активия», «Простоквашино», «Тёма») и американская PepsiCo («Чудо», «Домик в деревне», «Веселый молочник»), мороженого – Unilever («Золотой стандарт», «Магнат», Max, «Русский размах»), животных кормов – швейцарская Nestle (Purina, Pro Plan, Felix) и американская Mars (Wiskas, Kitekat, Pedigree).

Около 20% сырого молока производят крупные агрохолдинги, объясняет один из собеседников «Ведомостей», остальное – мелкие хозяйства: в одном молоковозе может быть сырье 25 поставщиков, а на заводе – еще большего их числа.

Система же предполагает, что электронный ветсертификат, полученный на каждую партию молока и сливок, попавших в банку сметаны, должен быть отражен в сопроводительном документе на нее, а это десятки сертификатов. Система сырая и не готова к полноценному использованию даже одной крупной компанией, подтверждают представители крупного производителя мяса и Danone в России. В сентябре по заказу Danone Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата провела стресс-тест «Меркурия» – «Ведомости» ознакомились с копией его результатов; ее достоверность подтвердил представитель палаты. Как следует из заключения экспертов, требования Danone в России к системе «Меркурий» – обработать за 1 час 10 000 накладных, в каждой из которых по 50 строк, – не выполнены: понадобилось свыше 10 часов. К тому же «Меркурий» выдавал ошибку при оформлении нескольких сертификатов на основе одной складской записи, а иногда с системой вовсе терялась связь. Представительница семейной фермы «Братья Чебурашкины», выпускающей молочную продукцию под одноименным брендом, говорит, что компания уже несколько месяцев тестирует «Меркурий» и интегрирует ее с системами компании. По ее словам, компании «Братья Чебурашкины» адаптировать систему легче – она использует молоко исключительно с собственных ферм.

Если система в нынешнем виде будет внедрена с начала 2018 г., производство продуктов питания будет парализовано, особенно молочной продукции, считает один из собеседников «Ведомостей». Система к полноценному запуску через 2,5 месяца не будет готова, подтверждает и сотрудник другой, немолочной, компании.

Представитель Россельхознадзора настаивает: последние восемь лет система «Меркурий» подвергалась регулярным доработкам, совершенствовалась, технически развивалась и сегодня полностью готова к полноценному функционированию.

У мяса нет проблем

Крупные производители выступают за внедрение электронной ветсертификации. Она поможет радикально улучшить эпизоотическую ситуацию в стране, а это важнейшее условие для привлечения новых инвестиций, увеличения производства мяса и, следовательно, повышения его доступности, сообщил представитель агрохолдинга «Мираторг». Его компания находится в завершающей стадии готовности подключения к системе и технически будет готова к введению системы в полном объеме как на индустриальный отруб, так и на товары в потребительской упаковке. Группа «Черкизово», по словам ее представителя, также находится в завершающей стадии интеграции системы. При этом сырое мясо даже для потребительских нужд и сейчас сопровождает соответствующими документами, замечает один из собеседников.

Россельхознадзор намерен ввести аналог ЕГАИС для всей пищевой продукции, поскольку ЭВС – это разрешительная документация, сетует сотрудник крупного производителя продуктов питания. Но если спирт может подождать отгрузки месяц и даже полгода, то молоко и мясо – нет, замечает он.

Представитель Россельхознадзора уверяет, что «Союзмолоко»лоббирует интересы нескольких крупных иностранных производителей (в союз входят в том числе Danone и PepsiCo. – «Ведомости»), которые против внедрения электронной сертификации и обеления продовольственного рынка. По его словам, переработчики могут противиться внедрению системы, потому что она не позволит фальсифицировать продукты: «Именно в этом и есть первопричина такой борьбы переработчиков за отмену ЭВС в части готовой продукции».

У системы нет возможности проверить подлинность произведенных продуктов, возражает представитель Danone в России: в нее не загружаются рецептуры и не учитывается растительная продукция, которую получил молочный завод (растительным сырьем может быть заменен молочный жир). То есть система не в состоянии соотнести и проанализировать количество входящего сырья и исходящей готовой продукции, продолжает представитель Danone в России: «Это черный ящик, поэтому к «Меркурию» с такой готовностью подключаются недобросовестные производители». Во время тестирования, которое Danone провела на заводе в Кемерове в присутствии представителей регионального управления Россельхознадзора, система позволила «произвести» 10 т масла из 3 т молока (1 т масла делается из 20 т молока) и сопроводила эту «продукцию» сертификатом.

«Союзмолоко», по словам Даниленко, полностью поддерживает переход с бумажных сертификатов на ЭВС при оформлении ветеринарных сопроводительных документов на сырое молоко на ферме: «Переход в цифру облегчит всем жизнь, хотя не на всех фермах есть интернет и специалисты». Просьба перенести введение ЭВС была адресована не только председателю правительства Медведеву. На высшем уровне обсуждалось принципиальное решение перенести на полгода переход на ЭВС, говорит участник пятничного совещания с Путиным. Но, по его словам, окончательное решение не принято. Пресс-секретарь президента на вопросы не ответил.

Представитель PepsiCo сообщил, что позиция компании совпадает с позицией «Союзмолока». Представитель Роспотребнадзора от комментариев отказался – так же поступили представители Mars, Nestle, Unilever. Пресс-служба Минсельхоза на запрос не ответила.