X5 продаст магазины «Перекресток-экспресс»
Заинтересованность в некоторых точках уже подтвердили в «Азбуке вкуса»Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group выставит на продажу сеть «Перекресток-экспресс», говорится в сообщении компании. Основные форматы X5 - магазины у дома «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток» и гипермаркеты «Карусель».
«Перекресток-экспресс» - самые компактные магазины у X5, их площадь, как правило, в пределах 200 кв. м. А их доля в обороте группы - менее 1%, их выручка падает в последние годы. За девять месяцев 2017 г. оборот таких малых точек упал на 11% до 7,3 млрд руб. Выручка всей группы растет: на 30% до 724,5 млрд руб., отчитывался накануне ритейлер.
Подготовкой продажи «Перекрестков-экспресс» займется «Ренессанс капитал», сообщила Х5.
Такие малые магазины - «очень узкий сегмент», объяснил главный исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман (его слова приводятся в сообщении). «90% организованной продовольственной розницы в России занимают три формата - магазины у дома, супермаркеты и гипермаркеты. Имея существенную долю рынка в этих форматах и потенциал ее дальнейшего роста, мы решили сфокусировать все внимание на развитии ценностных предложений «Пятерочки», «Перекрестка» и «Карусели», в частности, в Москве», - объявил Шехтерман.
Потенциально сеть «Перекресток-экспресс» может быть интересна «Азбуке вкуса» под их компактные магазины «АВ Daily», так как у нее большие планы по развитию этой сети, полагает гендиректор «Infoline- аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, ритейлер может претендовать на значительную часть площадок «Перекрестка-экспресс».
Представитель «Азбуки вкуса» подтвердил: компания знает о намерении Х5 продать сеть малых магазинов, потенциально «Азбуке» были бы интересны некоторые площади конкурента в Москве под «АВ Daily», оценочно - около 20 точек.
Еще один возможный интересант - нижегородская компания «Сладкая жизнь», крупный дистрибутор, развивающий по лицензии магазины Spar (в том числе в Москве), продолжает Бурмистров. «Они эффективно работают именно в малом формате магазинов, в том числе по субфранчайзингу», - отмечает он. Представитель «Спар миддл Волга» (юрлицо, развивающее нижегородские Spar) от комментариев отказался.
При продаже бизнеса «Перекрестка-экспресс» целиком Х5 может рассчитывать получить за него до 3 млрд руб., говорит Бурмистров. По словам представителя X5, компания заинтересована продать всю сеть из 170 точек сразу. Бренд «Перекресток-экспресс» останется у X5, уточнил он. Списка претендентов еще нет, добавляет собеседник «Ведомостей»: процесс только начат.
Решение продать «Перекресток-экспресс» правильное, оценивает Бурмистров. Продать эту сеть X5 могла еще три года назад, когда в процессе трансформации бизнеса стало понятно: есть успешные масштабируемые форматы, как дискаунтеры или супермаркеты, есть стратегически значимые, которые требуют поддержки (гипермаркет «Карусель»), рассуждает эксперт. «А формат “Перекрестка-экспресс” не является ни масштабируемым, ни стратегическим», - говорит Бурмистров.
Но три года назад в Московском регионе еще не было успешных примеров развития такой сети и, соответственно, потенциальных покупателей, указывает Бурмистров. С тех пор на рынке появились кейсы «АВ Daily» и «Вкусвилл», в Москву вышли региональные сети «Ярче!» и «Сладкая жизнь» с форматом Spar, поэтому момент для продажи выбран удачно, полагает он. Ряд убыточных «Перекрестков-экспресс» закрыт, успешно протестированы точки с обновленным дизайном, зоной кафе и расширенным ассортиментом готовой еды - по сути, это полноценная предпродажная подготовка, считает эксперт.