Пассажиров разорившихся авиакомпаний могут развезти за счет роялти «Аэрофлота»
Фонд помощи пассажирам обанкротившихся перевозчиков могут наполнить из платежей за перелеты над Сибирью
Создать фонд, чтобы финансировать вывоз пассажиров разорившихся авиакомпаний, предложил в конце сентября руководитель Росавиации Александр Нерадько, отчитываясь в Госдуме о ситуации с «ВИМ-авиа». Чтобы наполнить фонд, Нерадько предложил установить надбавку в 10 руб. к каждому авиабилету. За год с учетом трафика российских авиакомпаний (в 2017 г. ожидается не менее 100 млн человек) таким образом можно собрать 1 млрд руб., сказал он.
Но 4 октября председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев сообщил на совместном брифинге с министром транспорта Максимом Соколовым, что создание страхового фонда не приведет к росту цен на билеты и что он будет сформирован из внебюджетных источников.
Обсуждается идея сформировать фонд за счет транссибирских роялти «Аэрофлота» (см. график), которые национальный перевозчик еще с советских времен получает от иностранных авиакомпаний за беспосадочные полеты над Сибирью из Европы в Азию, рассказали два человека, близких к Минтрансу, и два депутата Госдумы из комитета по транспорту. Собеседники, близкие к Минтрансу, добавляют, что обсуждается сумма около 2 млрд руб., которая разово наполнит фонд.
Рабочее название фонда – «Авиапомощь» (по аналогии с фондом «Турпомощь»), средства могут быть просто зарезервированы «Аэрофлотом» и оперативно направляться для решения ситуаций, подобной проблемам с «ВИМ-авиа», это не скажется на стоимости билетов и не потребует бюджетных средств, говорит собеседник, близкий к Минтрансу.
Фонд нужен, чтобы финансировать полеты разорившихся авиакомпаний. У «ВИМ-авиа» 26 сентября не осталось средств на заправку самолетов, при этом было продано 196 000 билетов, в том числе 39 000 туристов оставались за границей. Массовые задержки и отмены рейсов начались уже 22 сентября, активный развоз пассажиров при помощи других авиакомпаний и бюджета – 28 сентября. Коллапса избежать не удалось: у 14 000 туристов, по оценке Ассоциации туроператоров России, был просрочен обратный вылет в среднем на двое суток, десяткам тысяч пассажиров регулярных рейсов был задержан вылет. Человек, близкий к руководству «ВИМ-авиа», оценивал, что для развоза всех пассажиров с билетами необходимо около 800 млн руб. В 2015 г. «Аэрофлот» на развоз 2 млн пассажиров «Трансаэро» своими и ее бортами потратил 17 млрд руб.
Дополнительных затрат «Аэрофлот» не понесет – он и так часть роялти перечисляет Росавиации, на фонд возьмут из этой части, уверяет другой человек, близкий к министерству. По словам собеседника, идея весьма симпатична Минтрансу и Росавиации.
«Данный вопрос прорабатывается рабочей группой на площадке Минтранса», – ответил представитель министерства на вопросы, каким будет источник фонда и будут ли это роялти «Аэрофлота». Представители Росавиации и «Аэрофлота» от комментариев воздержались.
«Аэрофлот» платежи иностранных перевозчиков в отчетности по МСФО классифицирует как «доходы по соглашениям с авиакомпаниями» в разделе «прочая выручка» – в 2016 г. они составили 35,9 млрд руб. (см. график). «Росавиация может направить в фонд часть средств от роялти, но за счет чего она будет финансировать свои учебные заведения, их материально-техническую базу?» – рассуждает человек, близкий к группе «Аэрофлот». Сам «Аэрофлот» роялти направляет на поддержку отечественного авиапрома (берет в лизинг самолеты SSJ100 и в перспективе возьмет МС-21) и повышение транспортной доступности – именно за счет роялти компания смогла ввести низкие «плоские» тарифы на Дальний Восток, в Крым и Калининград, добавляет собеседник.
Против создания фонда за счет даже небольшой надбавки к цене билетов резко выступают авиакомпании, рассказали топ-менеджеры трех перевозчиков. Такая форма несправедлива по сути: надежные авиакомпании, не ведущие авантюрной политики, в том числе лидеры рынка, оплачивали бы чужие риски, поясняет один из них. Авиаперевозки низкомаржинальны, 10 руб. с билета может оказаться всей прибылью какой-нибудь небольшой авиакомпании, говорит другой собеседник. Действенной мерой был бы не фонд, а реальный контроль за финансово-экономическим состоянием авиакомпаний и персональная ответственность менеджмента и владельцев за такие ситуации, считает собеседник, близкий к группе «Аэрофлот».
«Аэрофлот» из своих роялти по заявкам Росавиации уже финансирует работу «ВИМ-авиа» – решение об этом было принято 28 сентября. За это время «ВИМ-авиа» перевезла около 15 000 пассажиров, сколько «Аэрофлот» успел потратить, ни он, ни Росавиация не раскрывают. Перевозка одного пассажира стоит в среднем 5000 руб., оценивал топ-менеджер крупного аэропорта.
