Некоторые порты получат отсрочку по переходу на рублевые тарифы
Такое право получат стивидоры, имеющие валютные обязательстваВ октябре 2015 г. президент Владимир Путин на заседании президентской комиссии по развитию ТЭКа назвал недопустимым использование иностранной валюты во внутренних расчетах, в том числе при расчете стивидоров в российских портах. Тогда на высокие тарифы Новороссийского морского торгового порта (НМТП) в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) пожаловались «Роснефть» и «Русснефть».
Но инициатива ФАС о законодательном утверждении рублевых тарифов «понимания не нашла», говорил руководитель ведомства Игорь Артемьев.
Стивидоры, чья структура бизнеса это позволяла, уже перешли на такие расчеты, с остальными (Global Ports, НМТП, UCL Holding) ФАС судится.
В августе этого года Путин поручил перевести тарифы в российских портах из валюты в рубли с 1 января 2018 г. При этом он предложил учесть риски убытков для стивидорных проектов, которые еще не вышли на прибыль, предусмотрев для них «переходный период».
Хотя норма начнет действовать с нового года, для некоторых портов срок будет больше – 1,5–2 года, уточнял в середине сентября Артемьев. «Если они кредитовались за валюту и вложили эти деньги в развитие портовой инфраструктуры, то, конечно, им нужна валютная выручка для того, чтобы они возвращали, – говорил он. – Например, таких проектов было много в Усть-Луге» (цитата по «Прайму»).
В среду, 4 октября, замминистра транспорта Виктор Олерский сказал, что у некоторых стивидорных компаний валютные обязательства заканчиваются после 2020 г., т. е. они могут получить отсрочку до этого срока.
Окончательный список таких компаний планируется сформировать уже в октябре, добавил он. Сейчас ФАС готовит анализ рынка стивидорных услуг для перехода на рублевые расчеты. Представитель ФАС от комментариев отказался, сославшись на то, что анализ еще не завершен.
Сейчас проекты по строительству портов и терминалов не предполагают привлечения финансирования в долларах, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Сохранить долларовые тарифы могли бы портовые мощности, которые были введены после 2013 г., – например, ОТЭКО в Тамани, угольные компании на Дальнем Востоке.
Сейчас валютный долг есть у Global Ports (два выпуска евробондов на общую сумму $700 млн со сроками погашения в 2022 и 2023 гг.). Кредитные обязательства НМТП в долларах сроком погашения в 2023 г. составляют $1,3 млрд, следует из отчетности компании за первое полугодие 2017 г.
Тем не менее, по словам Олерского, это не означает, что компании должны реструктурировать эти долги в рублях. Представитель UCL Holding считает переходный период правильным и цивилизованным инструментом: кредиты, используемые на техперевооружение (приобретение кранов и иной перегрузочной техники) в портах, имеют срок до пяти лет, финансирование инвестпроектов развития требует и более длинных денег. По его мнению, рефинансирование валютных кредитов рублевыми возможно, но текущие ставки по рублевым кредитам значительно выше ставок по кредитам в иностранной валюте, что негативно влияет на финансовые показатели любого инвестиционного проекта, поскольку требует дополнительного отвлечения ресурсов на обслуживание долга. Представитель НМТП на запрос «Ведомостей» не ответил.