Внешэкономбанк профинансирует покупку Московским метрополитеном новых вагонов «Москва»
Общая сумма сделки с «Трансмашхолдингом» составит 38 млрд рублейМосковское метро получит 96 поездов (768 вагонов) нового поколения «Москва» по контракту жизненного цикла благодаря средствам Внешэкономбанка (ВЭБ), следует из сообщения последнего. Вагоны поставит «Трансмашхолдинг». Его структура «Трансхолдлизинг» и ВЭБ заключили кредитное соглашение по поставке и передаче в лизинг вагонов «Метровагонмаша» (Мытищи, Московская область, входит в «Трансмашхолдинг») на сумму 38 млрд руб., говорится в сообщении. Помимо поставки в лизинг предусматривается сервисное обслуживание вагонов в течение 30 лет.
Первый транш кредита поступит уже в начале октября. Его размер не раскрывается. Представитель банка добавил, что финансирование осуществляется за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Сейчас у структур «Трансмашхолдинга» (33% принадлежит Alstom, остальное – структурам Искандера Махмудова и Андрея Бокарева) заключено с московским метро два таких контракта: в марте 2014 г. – на 832 вагона с поставкой в 2014–2017 гг. и в декабре 2014 г. – еще на 768 вагонов с поставкой в 2017–2020 гг. Стоимость первого контракта – 143,95 млрд руб., второго – 130,9 млрд руб., сообщал ранее «Коммерсантъ». Правда, по первому соглашению в июне 2015 г. закупка была снижена до 664 шт.
Проекты реализуются в рамках программы правительства Москвы по замене электропоездов старых модификаций на действующих линиях, говорится в сообщении банка. По словам представителя «Трансмашхолдинга», в 2017 г. московская подземка по двум контрактам получит всего 264 вагона. К настоящему моменту «Метровагонмаш» уже поставил 176 вагонов.
Сейчас вагонный парк метро насчитывает 5500 вагонов, из них новых – 2180 (40%), говорит представитель Московского метрополитена. Поездов «Москва» – 18 составов (144 вагона), а до конца года поступят еще 15 составов (120 вагонов). К 2020 г. метрополитен планирует получить 114 поездов «Москва» (912 вагонов), а парк обновится почти на 60%, добавил представитель метро.
Вагоны метро серии «Москва» разработаны специально для Московского метрополитена. Новые составы заметно отличаются от своих предшественников – имеют сквозной проход и более широкие дверные проемы, а также новую систему светового оповещения открытия и закрытия дверей. Кроме того, они оборудованы интерактивными картами метро и системой климат-контроля.
Средства ФНБ позволят и производителю, и лизинговой компании, которые входят в один холдинг, получить свою норму прибыли за счет лизинговых платежей Московского метрополитена и последующего сервисного обслуживания новых составов в течение 30 лет, говорит аналитик «Финама» Алексей Калачев. По его словам, производитель практически не потеряет и в выручке за вагоны: за каждую единицу «Трансхолдлизинг» в среднем заплатит около 50 млн руб. Для сравнения: средняя стоимость производителей на вагоны для метрополитена составляет около 62 млн руб. Это выгодное предложение, которое практически соответствует себестоимости, добавляет он. По словам Калачева, стоимость вагонов вполне сопоставима с аналогами – контракт на 56 вагонов Октябрьского электровагоноремонтного завода (входит в «Трансмашхолдинг») без поддержки из ФНБ для Петербургского метрополитена обошелся в 2,57 млрд руб., или примерно 46 млн руб. за вагон.
Финансирование инфраструктурных проектов, в том числе в сфере транспорта, вполне вписывается в стратегию ВЭБа, говорит он. Минфин допускает использование части средств ФНБ для финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов.
Представитель Минфина на запрос «Ведомостей» не ответил.