Что обнаружила PepsiCo после покупки «Вимм-билль-данна» в 2011 году
Американцам пришлось проверять его на коррупционные и финансовые нарушения, случайно узнала WSJКомиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) рассматривает жалобу главного юрисконсульта PepsiCo (с мая 2011 г. по июнь 2012 г.) Моры Смит. Она считает причиной своего увольнения проведенное ею внутреннее расследование возможных нарушений в «Вимм-билль-данне» (ВБД), после того как российская компания была куплена PepsiCo, сообщили The Wall Street Journal (WSJ) люди, знакомые с ситуацией, и подтвердили внутренние документы PepsiCo.
PepsiCo получила полный контроль над ВБД в сентябре 2011 г., потратив около $5 млрд. Смит контролировала работу внешних юристов из Gibson, Dunn & Crutcher – их PepsiCo наняла, когда получила данные о возможных нарушениях в ВБД. SEC должна решить, не была ли Смит уволена, потому что ее деятельность раздражала руководителей PepsiCo, говорят знакомые с ситуацией люди, расследование находится на ранней стадии и может не привести к каким-либо дисциплинарным мерам.
SEC вызвала Смит для получения сведений по более крупному расследованию: комиссия выясняет, не ограничивают ли крупные компании сотрудников в возможности информировать о нарушениях, говорится в записке, подготовленной юридической фирмой WilmerHale. Эту записку вместе с остальными документами по делу Смит юрист WilmerHale по ошибке переслал корреспонденту WSJ. SEC, похоже, сосредоточилась на обвинениях Смит, которая утверждает, что ей отомстили [в PepsiCo] в нарушение правил SEC о защите информаторов, говорится в записке.
В августе 2011 г. сотрудник ВБД сообщил на горячую линию PepsiCo, что руководство ВБД скрыло недостачу в $3 млн за квартал, говорится в документах. Региональное подразделение PepsiCo начало проверку, но в штаб-квартире компании об этом случае не знали еще несколько месяцев, сообщают люди, осведомленные о ситуации. После этого PepsiCo и наняла Gibson, Dunn & Crutcher, чтобы «заглянуть под каждый камень» в ВБД, говорит один из собеседников WSJ. Расследование доказало хищения, нарушения при проведении сделок с землей, сомнительные контракты на миллионы долларов за консультационные услуги, а также подарки, в том числе седан Audi A8, который был предоставлен в безвозмездное пользование губернатору одного из российских регионов, сказано в документах. Эти практики существовали, когда ВБД была независимой, некоторые сохранились и после сделки с PepsiCo.
Юристы решили, что автомобиль и контракты на консультационные услуги могут быть нарушениями закона США о противодействии коррупции за рубежом, но не обнаружили доказательств более серьезных нарушений закона.
В 2012 г. в российском офисе PepsiCo высадился десант аудиторов, нанятых PepsiCo для проверки в том числе топ-менеджмента, рассказал «Ведомостям» знакомый с теми событиями человек, – проверки серьезной, с изъятием компьютеров и переписки руководства.
Другой человек, знающий ситуацию в ВБД, подчеркнул: «Никаких коррупционных схем в ВБД не было – компания перед SEC отчитывалась ежеквартально, ее бумаги торговались на NYSE».
«Были российские реалии ведения бизнеса, – признает он, – но в каждый такой нюанс их [PepsiCo] юристы были посвящены».
ВБД была самой прозрачной компанией в России, а сделка с PepsiCo – самой прозрачной сделкой, настаивает бывший акционер компании Давид Якобашвили: «Если PepsiCo знала о чем-то подозрительном и незаконном, почему не отозвала сделку еще тогда, в 2011 г.? Почему молчали столько лет?» В случае нарушений сделку можно было бы тогда же оспорить в суде, считает Якобашвили. Такое отношение, особенно в период напряженных российско-американских отношений, он назвал хамством.
Опыт в лесу
История с «Вимм-билль-данном» не первая встреча Моры Смит с Россией. До прихода в PepsiCo она восемь лет была главным юрисконсультом International Paper, которая в 2007 г. купила 50% акций российской лесопромышленной компании «Илим палп».
Получить комментарии других бывших акционеров ВБД не удалось: Сергей Пластинин не ответил на звонок, представитель Гаврила Юшваева не смог оперативно ответить на вопросы. Связаться с бывшим предправления ВБД Тони Майером не удалось.
Как говорится в документах, оказавшихся у WSJ, PepsiCo уволила сотрудников, имевших отношение к нарушениям.
Смит попросила юристов Gibson, Dunn & Crutcher помочь ей подготовить доклад для совета директоров PepsiCo. Одного юриста эта просьба смутила, следует из попавшего к WSJ документа, – ему показалось, что Смит хотела назвать в докладе бывших и действующих сотрудников и возложить на них вину за нарушения, защитив себя.
В проекте доклада (есть у WSJ) на 33 страницах, датированном 7 июня 2012 г., среди прочего утверждается, что топ-менеджеры PepsiCo в Европе не провели всех должных проверок после сделки с ВБД, а система информирования штаб-квартиры о проблемах давала сбои.
Но юрист Gibson, Dunn & Crutcher поделился опасениями с финансовым директором PepsiCo Хью Джонстоном и тот попросил Смит прекратить работу над докладом, следует из документов и говорят информированные источники. По словам других знающих людей, доклад так и не был направлен совету директоров PepsiCo. В июне 2012 г. PepsiCo объявила об уходе Смит и обязалась выплатить ей $6 млн.
Документы попали в WSJ по технической ошибке юриста, представляющего PepsiCo, и относятся к событиям в ВБД, имевшим место до поглощения в 2011 г., ответила «Ведомостям» пресс-служба PepsiCo: «Как только PepsiCo узнала о них, провела всестороннее расследование и полностью исправила все моменты, ни один из которых не оказал существенного влияния на финансовые показатели PepsiCo». Уход Смит не был связан «с каким-либо спором или несогласием по вопросам, относившимся к [внутреннему] расследованию или действиям, предпринятым компанией для исправления» нарушений. PepsiCo заявляет, что сотрудничает с SEC.
В подготовке статьи участвовали Надежда Беличенко, Наталья Ищенко и Екатерина Бурлакова