Петербуржцы в этом году экономили на канцелярии для школьников
Продажи товаров для учебы через интернет растутОбщий спрос на канцтовары в 2017 г. в магазинах компании Auchan в России в Петербурге снизился по сравнению с 2016 г.: клиенты все больше экономят и внимательно относятся к тратам — спрос на товары экономичного сегмента прогрессирует, а спрос на более дорогие канцтовары немного снижается, говорит директор по коммуникациям и КСО «Ашан Россия» Мария Курносова.
Клиенты со средним уровнем дохода тратили на школьные товары меньше по сравнению с прошлым годом: средний объем трат клиентов «ВТБ 24» в магазинах офисных, школьных и канцелярских товаров в целом по России в июне — июле этого года составил 642 руб. против 910 руб. за аналогичный период 2016 г., свидетельствуют данные исследования ВТБ, опубликованного на официальной странице банка в Facebook.
В то же время клиенты с высоким уровнем дохода в июне — июле потратили на закупку школьных товаров в среднем 2557 руб., то есть на 22% больше, чем в июне — июле 2016 г. (2089 руб.). Показатели, не учитывающие затраты в августе, могут свидетельствовать и о возможных изменениях образа жизни пользователей услугами «ВТБ 24» — клиенты с высоким доходом, например, предпочли закупиться заранее, остальные же могли отложить данный вопрос на начало учебного года, пояснил заместитель директора департамента маркетинга «ВТБ 24» Дмитрий Лепетиков.
В целом в сезон подготовки к школе (июль — сентябрь) продажи канцелярских товаров традиционно растут в 4-5 раз по сравнению с остальными месяцами, наибольшим спросом в сезон пользуются ручки, карандаши, тетради, товары для творчества, школьные ранцы, рюкзаки и пеналы, говорит Мария Курносова. Сеть книжных магазинов «Буквоед» рассчитывает на традиционный рост продаж в 10-15%, итоги учебного сезона сеть пока не подвела, так как его сроки сдвинулись до конца сентября. Тенденция смещения сроков может быть связана с тем, что списки необходимой литературы выдают в школах 30-31 августа или даже в сентябре, комментируют в пресс-службе «Буквоеда». Канцелярские товары составляют от 15 до 20% процентов оборота ко всему ассортименту, предлагаемому в учебный сезон, книги не являются основной доминантой продаж, так как школы обеспечивают книгами самостоятельно, добавил представитель сети.
Традиционно перед 1 сентября выросли продажи электроники. В «М.Видео» быстрее всего росли продажи смартфонов, их продажи в Петербурге выросли более чем на 50% как в деньгах, так и в штуках относительно августа 2016 г. и на 13% в штуках относительно июля 2017 г., рассказала руководитель департамента по связям с общественностью «М.Видео» Валерия Андреева. По ее словам, наибольшим спросом у школьников пользуются смартфоны китайских брендов (Huawei, Honor, Xiaomi и т. д.) в среднем ценовом сегменте. В сегменте ноутбуков также заметен всплеск спроса: относительно июля 2017 г. продажи в единицах товара выросли вдвое, говорит Андреева.
Значительная часть клиентов среднего достатка предпочитает закупать школьные товары в больших продуктовых гипермаркетах, говорит Дмитрий Лепетиков. В то же время растет доля интернет-продаж. В августе петербуржцы заказывали детскую обувь и одежду в онлайн-магазинах в 4,6 раза чаще по сравнению с августом 2016 г., количество платежей за тетради, ручки и другие канцтовары увеличилось в 4,3 раза, за электронику — в 8,1 раза, а покупок в детских интернет-магазинах и интернет-магазинах игрушек стало больше в 4,6 раза, свидетельствует статистика «Яндекс.Денег». В исследовании учитывались платежи через «Яндекс.Кассу» и с пластиковых карт «Яндекс.Денег» за август 2017 г. и за такой же период годом ранее. На детскую одежду, согласно исследованию «Яндекс. Денег», петербуржцы в августе этого года потратили в 1,9 раза больше, чем в прошлом: 3526 руб. против 1855 руб. Средний чек за канцтовары в интернет-магазинах в Петербурге перед 1 сентября, согласно исследованию, составил 6038 руб.
На данный момент тренд по показателям продаж товаров для школы выше прошлогоднего, но итоги можно будет оценить только в конце сезона, говорит директор управления продуктовых линий «Энергия» «Юлмарта» Никита Самарин. Наибольшей популярностью у клиентов «Юлмарта» пользуется электроника (компьютеры и планшеты), из неэлектронных товаров — рюкзаки, пеналы, канцелярия, уточнил он. Динамика цен, по словам Самарина, повторяет динамику курса валют.