Владельцы авиакомпании «Сибирь» привлекли партнера

10% акций перевозчика купила структура, связанная с однокурсником совладельца компании Владислава Филева
Возможно, деньги понадобились самим Филевым (на фото Владислав Филев)
Возможно, деньги понадобились самим Филевым (на фото Владислав Филев) / М. Стулов / Ведомости

ЗАО «Группа компаний С7» продало 10,05% акций авиакомпании «Сибирь» ООО «Еврофинансы-недвижимость» за 533,4 млн руб., сообщили компании. Выходит, для сделки «Сибирь» оценена в 5,3 млрд руб. Это на 20% выше оценки для продажи принадлежавшего государству блокпакета в 2013 г. Тогда «Сибирь» была оценена в 4,4 млрд руб.

Доля «Группы компаний С7» супругов Владислава и Наталии Филевых после сделки снизилась с 99,95 до 89,9%. Представитель S7 Group сказал, что на деятельности «Сибири» сделка не отразится. От других комментариев он отказался. Вопросы, направленные в УК «Еврофинансы», остались без ответа.

«Сибирь» – третий по величине перевозчик в России. Компания уступает лишь «Аэрофлоту» и его «дочке» – авиакомпании «Россия».

«Еврофинансы-недвижимость» входит в группу УК «Еврофинансы», основанную в 1994 г. Последняя занимается брокерскими, дилерскими услугами, доверительным управлением и проч. Среди ее акционеров, по данным последнего опубликованного списка аффилированных лиц (на 31 марта 2016 г.), были Валерий Володин (34,6%), председатель совета директоров компании, завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин (23%) и Алексей Грибков (20%). Вместе с последним Филев учился в Военно-космической академии им. Можайского.

Верный помощник

«Еврофинансы» помогли Филевым в 2013 г. при приватизации блокпакета «Сибири». Консорциум «Еврофинансы-недвижимости» и «Фондовых стратегических инвестиций» (обе аффилированы с УК «Еврофинансы») заявился на торги, но участия в них не принял. «Группе компаний С7» для победы оказалось достаточно сделать лишь один шаг, предложив на 11 млн руб. больше стартовой цены – 1,13 млрд руб.

Источники «Ведомостей» рассказывали, что именно «Еврофинансы» в середине 1990-х гг. помогли Филевым войти в бизнес. Несколько лет назад инвесткомпания помогла владельцам «Сибири» при приватизации принадлежащего государству блокпакета авиакомпании.

Сделка, похоже, техническая, отмечает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Авиакомпания оценена слишком дешево, с точки зрения доступа к управлению такой пакет мало что даст. Наконец, не похоже, что основные владельцы собираются в будущем размещать бумаги «Сибири» на рынке: они об этом не заявляли. Видимо, это сделка репо, думает аналитик «Атона» Михаил Ганелин. «Сибирь» оценена с дисконтом, но это как раз и нормально для сделок репо.

В кризис 2008–2009 гг. «Сибирь» едва не обанкротилась. Но уже несколько лет как компания находится в прекрасном финансовом состоянии. В первом полугодии этого года выручка «Сибири» по РСБУ выросла на 9,9% до 48,9 млрд руб., а чистая прибыль – в 1,5 раза до 727,7 млн руб. Перевозчик платит хорошие дивиденды: за 2016 г. акционеры получат 816,5 млн руб., или 28,2% чистой прибыли.

Возможно, деньги понадобились самим Филевым. Их ООО «С7 Космические транспортные системы» собирается завершить покупку плавучего космодрома «Морской старт». Bloomberg со ссылкой на два источника сообщал, что «Морской старт» покупается примерно за $100 млн, на Филев уточнял, что всего инвестирует в проект свыше $150 млн.