«Дочки-сыночки» может стать крупнейшим онлайн-продавцом детских товаров в России

Компания купила интернет-магазин Esky.ru
Купив Esky.ru, сеть «Дочки-сыночки» приобрела аудиторию и новых покупателей
Купив Esky.ru, сеть «Дочки-сыночки» приобрела аудиторию и новых покупателей / ООО «Малыш»

«Для меня, как капитана, закончено плавание, длившееся восемь лет. Закончено честно. Я выстоял все бури последнего времени на мостике с поднятым флагом. И ухожу с корабля последним, забрав самую верную команду на другой корабль», – написал на своей странице в Facebook Александр Пискунов, основавший в 2009 г. интернет-магазин Esky.ru. Бывший сотрудник этого магазина сообщил «Ведомостям», что сеть детских товаров «Дочки-сыночки» купила интернет-магазин Esky.ru. Информацию подтвердил один из поставщиков Esky.ru и человек, близкий к руководству склада «Грюнштадт», площади в котором арендует Esky.ru с 2013 г. Часть команды Esky.ru перешла на работу к другому детскому ритейлеру – в интернет-магазин игрушек «Бегемот», знает поставщик Esky.ru.

По данным сервиса Whois, домен Esky.ru сейчас принадлежит ООО «Эскай фулфилмент». В пользовательском соглашении интернет-магазина Esky.ru также указано это юрлицо. С 5 июля 99,9% «Эскай фулфилмент», зарегистрированной в январе 2017 г., принадлежит операционной компании сети «Дочки-сыночки» – ООО «Малыш», согласно ЕГРЮЛ; остальное – у гендиректора «Эскай фулфилмент» Александра Жукова.

До сделки 99,9% «Эскай фулфилмент» владела кипрская Neralona Investments Limited через «Эскай.ру», гендиректор последней – Пискунов, по данным ЕГРЮЛ. Три года назад южноафриканская медиагруппа Naspers, владеющая 12,4% акций Mail.ru Group, купила 30,7% Neralona за $18,8 млн; вся Esky.ru, по данным Forbes, была оценена в $61,5 млн. Сейчас согласно кипрскому реестру у структуры Naspers 39,7% Neralona, остальное – у трех компаний с Британских Виргинских островов (их бенефициары не известны). Представитель Naspers и Пискунов от комментариев отказались.

Переговоры между «Дочками-сыночками» и Пискуновым шли довольно долго – с середины 2016 г., знает человек, слышавший это от одной из сторон сделки. Пискунов продал Esky.ru не очень выгодно, потому что к моменту передачи активов компания не смогла удержать показатели сайта на определенном уровне, прописанном в договоре, отмечает он. Пискунову пришлось продать проект, добавляет другой собеседник «Ведомостей», не вдаваясь в детали.

Интернет-магазин Esky.ru специализируется на детских товарах, но предлагает также товары для животных и дома. Это третий в России по величине онлайн-продавец детских товаров по итогам 2016 г. с оборотом 1,82 млрд руб., по данным Data Insight. Впереди ритейлеры «Детский мир» (3,1 млрд руб.) и «Кораблик» (2,7 млрд руб.). Онлайн-продажи сети «Дочки-сыночки» в прошлом году составили 1,8 млрд руб. Таким образом, в ходе этой сделки может появиться крупнейший интернет-магазин детских товаров в России.

Ориентиром при покупке онлайн-ритейлера обычно является годовая выручка компании, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Правда, продажи Esky.ru в 2016 г. сократились почти на 15% до 1,6 млрд руб., сеть шесть лет подряд несет убытки, но долговая нагрузка в связи с поддержкой акционеров близка к нулю, поэтому стоимость сделки могла составить 850 млн руб., предполагает эксперт. Согласно «СПАРК-Интерфаксу», выручка «Эскай.ру» в 2016 г. сократилась на 14,8% до 1,6 млрд руб., чистый убыток – на 42,3% до 95,5 млн руб.

Для сети «Дочки-сыночки» сделка с Esky.ru – это покупка аудитории и частично покупка команды, считает партнер Data Insight Федор Вирин. Esky.ru – заметный игрок на рынке детских товаров с большой клиентской базой, соглашается президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина. Онлайн-торговля для детских товаров хорошо развивается в двух типах городов: в крупных и с населением меньше 50 000 человек, где плохо представлена офлайн-розница, говорит Цицулина.

«Дочки-сыночки», «Бегемот» и Esky.ru не ответили на запрос «Ведомостей».

В подготовке статьи участвовал Павел Кантышев

Купив Esky.ru, сеть «Дочки-сыночки» приобрела аудиторию и новых покупателей