Philip Morris нашла способ обойти антитабачный закон
Забрать табак для системы iQOS можно в автоматеУ производителя сигарет Philip Morris International (PMI) появились автоматы, где можно получить купленные в интернете табачные стики для приборов iQOS (нагревают, а не воспламеняют табак), рассказал «Ведомостям» представитель табачной компании в России. Через этот автомат нельзя сделать заказ, а также нельзя забрать купленное в интернет-магазине само устройство iQOS, а можно только получить стики (выглядят как обрезанные сигареты), заказанные в интернете, продолжает он: автоматами удобно управлять централизованно, можно в режиме реального времени отслеживать продажи и пополнять запасы – это помогает оптимизировать доставку.
Компания считает разработку уникальной, и, по словам представителя PMI в России, устройства представлены только в России: Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Краснодаре и Екатеринбурге – всего 48 пунктов. На официальном сайте компании указано только 30 точек на карте: 27 в Москве и по одной в Ростове, Екатеринбурге и Новосибирске.
Автомат iQOS похож на вендинговый, с сенсорным экраном для ввода кода и окном выдачи заказа. По данным компании, около 80% автоматов расставлены в бизнес-центрах, остальные – в торговых центрах. В торговом центре аренда площади под такой автомат сопоставима с арендой под торговый остров – в среднем это до 500 000 руб. за 5–15 кв. м в год, рассуждает Екатерина Прокопова, руководитель направления по связям с общественностью CBRE. Каждый такой автомат для выдачи интернет-заказов может стоить от 240 000 до 300 000 руб. в зависимости от комплектации и набора опций, сообщает представитель вендинговой компании Uvenco. PMI не раскрывает производителя и стоимость автоматов.
Аренда в торговом центре стоит дороже, чем в бизнес-центре, знает партнер Colliers International Станислав Бибик, но не только цена определяет соотношение новых точек PMI в торговых и бизнес-центрах. По его мнению, в бизнес-центрах концентрируется целевая аудитория табачной компании: работники офисов выходят курить на улицу, каждый раз видят автоматы с устройствами, альтернативными сигаретам, и могут ими заинтересоваться.
Через автоматы продукция попадает только авторизованным совершеннолетним пользователям, уверяет представитель PMI в России. Однако «Ведомости» убедились, что компания не всегда проверяет возраст заказчика по документам в момент регистрации на сайте: покупателю достаточно ввести любой действующий номер мобильного телефона и расплатиться банковской картой. Корреспондент «Ведомостей» ввел случайные имя и дату рождения и прошел идентификацию через мобильного оператора. Чтобы ее завершить, компания прислала на указанный номер код, но ни подтверждающего звонка от оператора, ни запроса документов не последовало, а регистрация была признана успешной. После такой регистрации корреспонденту удалось заказать и забрать из автомата табачные стики (см. видео). Само устройство iQOS можно купить у консультантов в магазине компании или заказать доставку на дом.
«Нагреваемые табачные стики могут быть использованы только с системой нагревания табака IQOS. Для приобретения устройства IQOS необходимыми условиями являются предоставление официального документа, удостоверяющего личность, и подтверждение достижения совершеннолетия покупателем. Продукция компании предназначена только для совершеннолетних курильщиков. Мы считаем, что доступ к любым никотинсодержащим продуктам должен быть исключен для несовершеннолетних. По указанному вами случаю проводится внутренняя проверка», – заверил представитель PMI в России.
По ГОСТу PMI признает табачные стики для iQOS нагревательным табаком, говорит ее представитель. По Налоговому кодексу табак, предназначенный для нагревания, входит в число подакцизных товаров, говорит представитель Минздрава, поэтому табачные стики следует считать табачной продукцией. Исходя из этого, по его словам, дистанционно продавать табачные стики нельзя. Выявлять такие правонарушения и наказывать должен Роспотребнадзор, уверен представитель Минздрава. В пресс-службе Роспотребнадзора ответили, что ведомство пока прорабатывает правовую позицию по этому вопросу.
В законодательстве еще не описано, как регулировать именно продукты iQOS, не соглашается начальник контрольно-финансового управления ФАС Владимир Мишеловин, поэтому антитабачные запреты не могут на них распространяться. Употребление стиков не считается курением, потому что они не нагреваются до состояния тления или горения табака, настаивает компания.
Конкуренты
Устройство для бездымного курения glo выпускает BAT с 2016 г., оно продается в Японии, Канаде и Швейцарии. С того же 2016 года JTI выпускает устройства промежуточного типа Ploom: внешне оно напоминает электронную сигарету, но внутри – нагреваемая капсула с табаком, через нее проходит жидкость без никотина. Ploom продается только в Японии и Швейцарии.
iQOS – это не вейп: он использует именно табак, а не жидкость с никотином, поэтому неважно, приравнивается ли его нагревание к курению, а важно, что продажа нагреваемого табака должна быть ограничена так же, как и продажа сигарет – основных табачных изделий, настаивает юрист адвокатского бюро А2 Ильяс Ягудин. А юрист правового департамента Heads Consulting Анастасия Худякова указывает, что с тех пор, как вступил в силу ГОСТ «Нагревательный табак», можно пользоваться аналогией: если этот вид и не описан в техническом регламенте, к нему должны применяться нормы, регулирующие схожие правоотношения, т. е. меры в отношении прочего табака. А прочий табак дистанционно продавать нельзя, уверена она.
Судя по всему, рассуждает Ягудин, компания решила временно использовать автоматы для быстрого привлечения аудитории, рассчитывая на долгую реакцию контролирующих органов. Первая же проверка государственных органов, предполагает Худякова, вынесет предписание об устранении нарушений, несмотря на все формальности в понятиях.
Philip Morris производит iQOS с 2014 г. Сейчас у продукции уже 2,9 млн потребителей в 26 странах, сообщается на сайте PMI, к концу года компания планирует расширить присутствие до 30 стран. В России iQOS продается с 2015 г. При этом в 2016 г. нагреваемого табака было продано уже на 70,7% больше, чем в первый год продаж, – всего на 211,3 млн руб., по данным Euromonitor International. Продажи самих устройств выросли более чем вдвое – до 39 млн руб.
В подготовке статьи участвовала Анастасия Иванова
Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)