У «Черкизово» рекордная прибыль с начала кризиса
Компания сэкономила на сырье благодаря укреплению рубляГруппа «Черкизово» отчиталась о результатах по МСФО за первое полугодие 2017 г.: ее консолидированная выручка выросла на 12% до 43,3 млрд руб., чистая прибыль – в 5 раз до 5,1 млрд руб. При этом во II квартале компания заработала 3,2 млрд руб. чистой прибыли – это рекордный квартальный показатель с 2015 г., когда «Черкизово» начало отчитываться по МСФО (см. график).
«Черкизово» – один из крупнейших в России производителей мяса: в 2016 г. группа занимала 2-е место по производству птицы с долей рынка в 10% и 3-е – по свинине с долей 5%, ссылается компания на данные отраслевых союзов в годовом отчете. Контролирующий акционер «Черкизово» – семья ее основателя Игоря Бабаева (более 80%).
Увеличение прибыли в январе – июне агрохолдинг объяснил ростом рентабельности в птицеводстве и свиноводстве: за отчетный период курс рубля укрепился до уровня июля 2015 г., в итоге снизилась стоимость компонентов кормов, номинированная в валюте. Средний курс рубля к доллару в первом полугодии 2017 г. снизился почти на 18% до 57,8 руб., по данным ЦБ. Ранее именно высокой стоимостью кормов компания объясняла снижение прибыли.
Из четырех основных бизнесов группы свиноводство (19% оборота) стало самым успешным: его чистая прибыль увеличилась более чем в 2 раза до 3,7 млрд руб. при выручке 9 млрд руб. (+26%). Благодаря вводу новых площадок в Воронежской области «Черкизово» увеличило продажи свинины на 13% до 98 369 т; на столько же выросла за период и средняя цена на свинину – до 94 руб. за 1 кг. Потребление свинины в России растет на фоне высокой промоактивности торговых сетей и стабилизации покупательского спроса, указывает компания. Ранее ее основной конкурент – агрохолдинг Вадима Мошковича «Русагро» тоже сообщал о росте прибыльности в свиноводстве. Причины схожие: рост спроса на свинину в России и в мире, низкие цены на зерно и крепкий рубль.
Сегмент птицеводства, на который приходится половина выручки «Черкизово», получил прибыль 2,7 млрд руб. против 600 млн руб. убытка годом ранее, согласно отчетности. Основная причина – снижение себестоимости производства, поскольку продажи курятины в тоннах практически не изменились, как и средняя цена, указывает компания.
Потребление мяса в 2016 г. вышло на докризисный уровень – 75 кг на человека в год, напоминает гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. Причем это связано с тем, что производство росло, а розничная цена на основные виды мяса – свинину и птицу – практически не изменилась, объясняет он. «У людей прошел шок, и они уже меньше экономят на продуктах питания», – говорит эксперт.
В случае с такими крупными агрохолдингами, как «Черкизово», работает «эффект больших чисел», замечает президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев: у компании могут быть существенные переходящие запасы дешевого зерна с прошлого года, она также может получать скидки за большой объем закупок сырья и экономить на укреплении рубля. Также группа в последние годы повышала эффективность производства, замечает Давлеев.
«Черкизово» ожидает, что рост компании и прогресс, достигнутый в первом полугодии, продолжится и во втором полугодии 2017 г., а также в 2018 г., отметила во время телефонной конференции с инвесторами директор по коммуникациям и связям с инвесторами Марина Каган. Прогноза по выручке и чистой прибыли по итогам года компания не обнародовала.