CP Group начнет со скупки действующих производителей молока

В молочный бизнес в России группа по-прежнему хочет вложить $1 млрд
У владельца CP Group Тханина Чиараванона самые широкие интересы в сельском хозяйстве – вплоть до боевых петухов
У владельца CP Group Тханина Чиараванона самые широкие интересы в сельском хозяйстве – вплоть до боевых петухов / Peter Charlesworth / Getty Images

Таиландская компания Charoen Pokphand Group (CP Group) изменила планы по выходу на российский молочный рынок, сообщил представитель Российского фонда прямых инвестиций (партнер CP Group) и подтвердил представитель российского подразделения таиландской компании. CP Group не будет строить мегаферму в Рязанской области, но не отказывается от инвестиций в молочное производство и рассматривает для проекта именно Рязанскую область, говорит представитель компании: теперь компания интересуется приобретением действующего предприятия или возможностью партнерства с ним. Также проект, возможно, будет разделен на несколько средних ферм. Все это позволит быстрее начать производство, чем если бы предприятие строилось с нуля. Ранее компания собиралась завершить проект за 3–5 лет, строя ферму в партнерстве с китайской Banner Dairy, которая входит в CP Group. Теперь CP Group будет заниматься этим проектом самостоятельно.

Холдинг CP Group инвестирует в агробизнес, девелопмент, телекоммуникации, фармацевтику, ритейл и др. Более 51% холдинга контролируют таиландский миллиардер Тханин Чиараванон и его братья. По версии Forbes, братья Чиараванон с совокупным состоянием $21,5 млрд возглавляют список богатейших людей Таиланда. Основной актив холдинга – компания CP Foods, у которой также есть птицеводческие и свиноводческие предприятия в России (см. врез).

«CP Group по-прежнему видит российский рынок молока и молочной продукции перспективным, и Рязанская область интересна как по расположению, так и по климатическим условиям», – заверил представитель РФПИ. Инвестиции в молочный проект останутся прежними – около $1 млрд, как и поголовье – суммарно оно составит 80 000, говорят представители РФПИ и CP Group. «Для региона это очень большие деньги», – сказал «Ведомостям» врио губернатора Рязанской области Николай Любимов. Доходы консолидированного бюджета Рязанской области в 2016 г. составили 54,3 млрд руб.

Если поголовье достигнет 80 000 коров, то CP Group станет абсолютным лидером по производству молока в России, выпуская до 600 000 т в год, говорит исполнительный директор Союзмолока Артем Белов. Два крупнейших производителя – Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева (принадлежит семье министра сельского хозяйства Александра Ткачева) и «Эконива» Штефана Дюрра в 2016 г. надоили по 220 000 т молока.

Не только молоко

Среди прочего CP Foods занимается производством птицы, свинины, морепродуктов, ее оборот в 2016 г. составил $13,2 млрд. В 2015 г. CP Foods приобрела контрольный пакет в двух птицефабриках – «Северная» и «Войсковицы» в Ленинградской области за $680 млн. Также она занимается свиноводством: комплексы работают в Калининградской, Московской и Нижегородской областях. Компания будет расширять свиноводческий проект – новый комплекс, в частности, планируется строить в Рязанской области в партнерстве с RBPI.

CP Group ведет переговоры о партнерстве с разными компаниями. В частности, таиландская компания сейчас изучает предприятие «Вакинское агро», сообщили «Ведомостям» два человека, знакомых с ходом переговоров компаний. Поголовье этого предприятия состоит из 4477 коров, также в него входит молочный завод мощностью 120 т молочной продукции в сутки, выпускающий молоко, сливки, сметану и др., указано на сайте компании. На предприятии используется роботизированная доильная установка, которую компания называет крупнейшей в Европе. Представитель CP Group в России не стал комментировать отношения компаний, запрос в «Вакинское агро» остался без ответа.

Логично возводить новые фермы не более чем на 5000 голов – именно такие строят крупные российские производители, считает Белов. Строить больше рискованно: в России нет опыта управления такими крупными проектами.

Производство молока в России в последние годы – выгодное дело. После девальвации рубля себестоимость и отпускная цена выросли, но после укрепления рубля цена не снизилась, а осталась на хорошем уровне – 25 руб. за 1 кг молока (+30% к докризисной цене). Поэтому рентабельность бизнеса остается хорошей – 20%, говорит Белов. В России дефицит молока: страна обеспечивает себя им только на 75%, добавляет он.

Приобретая уже действующее производство, иностранный инвестор хоть и вложит больше, но сможет избежать некоторых коммерческих и политических рисков на еще незнакомом рынке, говорит аналитик Газпромбанка Дарья Снитко. Изучив бизнес, он может начать строительство собственного производства. В целом молочный бизнес привлекателен для азиатских инвесторов, поскольку рынок России сам по себе дефицитный и в настоящее время здесь нет конкуренции за интересные проекты с западными инвесторами. Кроме того, в России есть важный ресурс для молочного животноводства – сельскохозяйственные земли для развития кормовой базы молочного животноводства, говорит Снитко. С 2016 г. строительством ферм в Калужской области занялась вьетнамская TH Group, которая собирается вложить в этот проект $400 млн.