Торговля металлом уходит в онлайн

Чтобы повысить эффективность, производители проката хотят заполучить даже небольших клиентов и открывают интернет-магазины
Ожидается, что на долю интернет-площадки придется до 5% продаж российского дивизиона, сказал заместитель гендиректора ТМК Владимир Шматович
Ожидается, что на долю интернет-площадки придется до 5% продаж российского дивизиона, сказал заместитель гендиректора ТМК Владимир Шматович / ТМК

Торговля металлом, с которой многие российские бизнесмены начинали строить свои империи, уходит в прошлое. Благодаря новым технологиям металлургические компании продают продукцию напрямую даже самым маленьким покупателям.

В июне ТМК запустила интернет-магазин «TMK eTrade», сообщила компания. Пока площадка работает в тестовом режиме. «TMK eTrade» позволяет потребителям в России оформить заказ на продукцию любого из российских заводов ТМК, проконтролировать его выполнение, рассчитать доставку и сформировать необходимый пакет документов», – объясняет компания. Ожидается, что на долю интернет-площадки придется до 5% продаж российского дивизиона (он обеспечивает около 80% всех продаж ТМК), сказал заместитель гендиректора ТМК Владимир Шматович. Площадка предназначена для спотовых продаж труб общего назначения – нефтегазовые там продаваться не будут, отметил топ-менеджер. Российский дивизион ТМК в первом полугодии продал 1,4 млн т трубной продукции на $1,4 млрд, больше половины (993 000 т) – это бесшовные трубы, которые применяются в строительстве, машиностроении и др.

Пионером интернет-торговли в России была «Северсталь». Она открыла электронную торговую площадку еще в 2005 г. Сначала площадка работала по принципу аукционных торгов, потом трансформировалась в интернет-магазин. «На площадке можно размещать заказы на производство определенного количества проката, покупать продукцию со складов, отслеживать статус исполнения заказов, формировать отчетность», – рассказывает представитель компании. «Северсталь» рассчитывает, что в 2018 г. через интернет будет продана примерно треть проката. «По данным Forrester, 62% b2b-клиентов в мире хотят иметь возможность самообслуживания. Получается, два из трех наших клиентов хотели бы покупать металлопрокат в интернете, без участия менеджера по продажам», – объясняет представитель «Северстали».

В 2007 г. электронная площадка появилась у ММК. «Мы хотели организовать новый канал продаж, расширить присутствие на рынке, привлечь покупателей, заинтересованных в покупке небольших партий», – рассказывает представитель ММК. Продажи, правда, небольшие (см. график), но с 2012 г., когда площадка была модернизирована, они выросли в 7,2 раза до 40 000 т. У НЛМК с 2013 г. работает система дистанционного обслуживания «Клиент-инфо», но воспользоваться ею могут только клиенты, которые подписали с НЛМК договор, рассказывает представитель компании. Вскоре компания готова будет предложить систему, доступную для масс-маркета, говорит собеседник. Компании не раскрывают, сколько тратят на запуск интернет-магазинов.

Основные онлайн-клиенты – строительные компании, говорит директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков. «Строители вынуждены закупать сталь небольшими партиями, необходимыми на пару месяцев», – поясняет аналитик. У металлургов нет ресурсов, чтобы работать со всеми строительными компаниями напрямую. Сейчас эту проблему как в России, так и в мире решают трейдеры, но их наценка – от 7 до 27% в зависимости от сезона, добавляет Халиков. Интернет-продажи позволят снизить эту наценку для конечного покупателя, отмечает аналитик АКРА Максим Худалов.

«Электронная коммерция – один из самых быстрорастущих сегментов экономики: объемы онлайн-продаж в мире ежегодно увеличиваются на 20% и в 2020 г., по мнению экспертов, превысят $4,1 млрд», – добавляет представитель «Северстали». «Интернет-торговля рассчитана прежде всего на розничный сегмент, но ничего не мешает и промышленным потребителям в перспективе перейти на нее», – уверен Худалов. Развитие интернет-торговли, по его мнению, позволит лучше понимать рынок: «Компания будет сразу видеть, что нужно потребителю, а не трейдеру на складе». Массового ухода клиентов из-за появления интернет-магазинов не прогнозируется, говорит металлотрейдер, который продает в центральной части России арматуру с Украины. Трейдеры делают ставку на скорость доставки. Через интернет проходят мелкие партии, при этом не во всех интернет-магазинах можно сформировать индивидуальный заказ, говорит трейдер.

Ожидается, что на долю интернет-площадки придется до 5% продаж российского дивизиона, сказал заместитель гендиректора ТМК Владимир Шматович