ФАС требует гарантий от Schlumberger
Руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев хочет быть уверен, что компанию не закроют«Дайте мне гарантии. Либо лампу Аладдина, либо разрешение правительства США, которое будет гарантировать, что на них [Eurasia Drilling Company, EDC] не будет распространяться санкционный вариант», – заявил в среду руководитель ФАС Игорь Артемьев (здесь и далее цитаты по «Интерфаксу»).
Служба рассматривает заявление американской Schlumberger о покупке 51% российской нефтесервисной компании. О сделке стороны объявили 21 июля, заявление Schlumberger подала 27 июля. Цена покупки не раскрывалась, а эксперты оценивали контрольный пакет компании в $1,9 млрд. На долю в EDC претендуют также РФПИ и «дочка» фонда Mubadala из ОАЭ, какой пакет стороны хотят приобрести – они не говорят.
Для кого бурит
60% такова доля «Лукойла» в структуре портфеля Eurasia Drilling в первом полугодии, 27% – доля «Газпром нефти», 12% – доля «Роснефти»
По словам Артемьева, ФАС нужна гарантия, что при введении новых санкций со стороны США Schlumberger «не закроет, не запечатает, не остановит процесс [бурения скважин на территории России]». Schlumberger может закрыть EDC, перевести все контракты по бурению скважин в России на свою дочернюю структуру, а команду специалистов распустить, рассказывает источник «Ведомостей», близкий к EDC, об опасениях сотрудников. Эксперты «Союзнефтегазсервиса» не исключают этого варианта из-за неослабевающей санкционной напряженности в нефтегазовой сфере, комментирует председатель союза Игорь Мельников. Прецеденты по сворачиванию бурения уже были – в 2014 г. ExxonMobil из-за введенных против России санкций свернула девять из 10 совместных проектов с «Роснефтью», а позже оценила убытки от их остановки в $1 млрд. Представитель ФАС не ответил на вопросы. Представитель Schlumberger от комментариев отказался.
Это уже вторая попытка Schlumberger купить долю в EDC. Первый раз компания хотела это сделать в 2015 г., но сделка развалилась через 10 месяцев после начала переговоров. Тогда Schlumberger направила в ФАС просьбу прекратить рассмотрение ходатайства о покупке. По итогам почти полугодовых переговоров единственным камнем преткновения между Schlumberger и правительственной комиссией стало требование государства получить в новой компании «золотую акцию» (дает владельцу право вето по ключевым вопросам), рассказывал член совета директоров EDC и президент РСПП Александр Шохин.
«С прошлого раза ничего особенно не поменялось, плюс Минприроды заняло жесткую позицию», – говорит Артемьев. В начале июля министр природных ресурсов Сергей Донской рассказывал, что сделка с Schlumberger должна иметь ограничения: «Российская сервисная компания работает на участках недр федерального значения, сама сфера стратегически важна, поэтому должны быть ограничения для американской компании. Для РФПИ таких ограничений нет» (цитата по «Интерфаксу»). «Блокирующий пакет должен остаться у российских граждан», – утверждает человек, близкий к EDC. Подтвердить это не удалось. Наличие блокирующего пакета у российского собственника дало бы ему право не допустить ликвидации компании или распродажи ее активов, но остальные риски бы остались, считает партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный.