Виктор Вексельберг и его партнеры купили 7% UC Rusal

Возможно, теперь они будут добиваться продажи компанией блокирующего пакета в «Норникеле»
После сделки под контролем Виктора Вексельберга и его партнеров будет 22,8% UС Rusal, а у «Онэксима» осталось 6,7%
После сделки под контролем Виктора Вексельберга и его партнеров будет 22,8% UС Rusal, а у «Онэксима» осталось 6,7% / Евгений Разумный / Ведомости

Zonoville Investment нескольких совладельцев Sual Partners (акционер алюминиевой компании) выкупили у «Онэксима» 7% UC Rusal за $503,88 млн, сообщила UC Rusal. На бирже такой пакет в четверг стоил $714 млн, средняя цена за полгода до сделки – $482 млн.

После сделки под контролем Виктора Вексельберга и его партнеров будет 22,8% UС Rusal, а у «Онэксима» осталось 6,7%. Намерена ли компания продать и их, непонятно. В феврале компания Прохорова продала на бирже 3,32% акций UС Rusal. Представитель «Онэксима» от комментариев отказался. Получить комментарии представителя Sual Partners не удалось.

«Онэксим» стал совладельцем UC Rusal в апреле 2008 г., когда Прохоров продал ей блокпакет «Норникеля». «Онэксим» получил 14% UC Rusal и $4,5 млрд и еще около $2,5 млрд должен был получить в течение года. Но из-за кризиса выплату долга, уже выросшего до $2,7 млрд, пришлось реструктурировать. Частично «Онэксим» согласился конвертировать долг в акции и получил еще около 6%. После IPO UC Rusal в 2010 г. доля «Онэксима» снизилась до 17,02%.

С тех пор пакет UC Rusal принес «Онэксиму» лишь около $86 млн дивидендов. Президент группы Дмитрий Разумов не раз выражал недовольство тем, как обстоят дела в UC Rusal. А в 2012 г. он даже покинул совет директоров компании.

Но избавиться от пакета UC Rusal «Онэксим» решил лишь год назад. Тогда группа продала часть активов. Причиной собеседники «Ведомостей» называли нежелание Прохорова заниматься бизнесом в России. Часть собеседников «Ведомостей» связывали пессимистическое настроение бизнесмена с обысками ФСБ весной прошлого года в головном офисе «Онэксима». По официальной версии, обыски были связаны с банком «Таврический», который санирует подконтрольную «Онэксиму» МФК. Но источники в окружении Прохорова и федеральные чиновники рассказывали, что обыски – акция устрашения: в Кремле были недовольны редакционной политикой принадлежавшего «Онэксиму» медиахолдинга РБК.

К концу прошлого года угроза для Прохорова миновала, рассказывали «Ведомостям» бизнесмен из «золотой сотни» Forbes и еще несколько знакомых руководителей «Онэксима». Но у бизнесмена пропал интерес развивать бизнес в России, говорят еще трое его знакомых.

Деньги, вырученные от продажи пакета UC Rusal, частично ушли на погашение долга «Онэксима» перед ВТБ, рассказал «Ведомостям» банкир, работающий с группой. Размер долга ему не известен. Представитель ВТБ комментировать клиентскую информацию не стал.

Год назад Sual Partners готова была выкупить у «Онэксима» 12% акций за $700 млн. Теперь в сделке участвует лишь несколько акционеров Sual Partners, говорили источники «Ведомостей». Кроме Вексельберга это еще Леонард Блаватник, сказал источник, близкий к одному из акционеров алюминиевого холдинга. Полный список акционеров Sual Partners – владельцев алюминиевых заводов «Суала», которые в 2007 г. вошли в состав UC Rusal, никогда не раскрывался. В проспекте UC Rusal к IPO в 2010 г. сообщалось, что у Вексельберга 35,84% Sual Partners, у Блаватника и членов его семьи – 30,56%.

За год оценка UC Rusal для сделки выросла почти на четверть вслед за капитализацией компании и ценами на алюминий. Прохоров продешевил, уверен топ-менеджер крупной компании: на таком растущем рынке можно было выручить намного больше.

Главная ценность UC Rusal – принадлежащие ей 27,82% акций «Норникеля», говорит топ-менеджер одного из крупных частных инвестфондов. С 2012 по 2016 г. компания получила на свой пакет $3,34 млрд дивидендов. Эти деньги позволяли UC Rusal обслуживать огромный долг – с 2012 г. он сократился на 22% до $8,42 млрд. Продавать долю компания не хочет, хотя в 2011 г. сам «Норникель» был готов ее выкупить. «Я считал и считаю, что была огромная ошибка не продать пакет, – говорил Вексельберг в интервью «Ведомостям» весной прошлого года. – Да, имея эти деньги, мы бы давно расплатились, имели бы чистый баланс и кучу денег. UC Rusal была бы очень привлекательной компанией, имела бы деньги для нового развития».

«Sual и «Онэксим» <...> будут добиваться продажи или выделения в отдельную компанию 27,8%-ной доли в «Норникеле» и/или увеличения дивидендов UC Rusal. На наш взгляд, итог может быть позитивен для миноритарных акционеров», – написали в своем отчете аналитики БКС. Увеличение пакета не даст Sual Partners никаких дополнительных полномочий, уверяет источник, близкий к одному из акционеров алюминиевого холдинга: миноритарии не смогут даже номинировать дополнительного директора в совет. Собеседник «Ведомостей» сомневается, что крупнейший акционер UC Rusal – En+ Олега Дерипаски поддержит идею выделения пакета «Норникеля» или тем более его продажи.

После сделки под контролем Виктора Вексельберга и его партнеров будет 22,8% UС Rusal, а у «Онэксима» осталось 6,7%