AB InBev и Efes решили объединить российские бизнесы
Вместе они поборются за лидерство на рынкеКрупнейшая в мире пивоваренная компания Anheuser-Busсh InBev (AB InBev) и турецкая Anadolu Efes заявили, что заключили соглашение о намерениях объединить бизнесы в России и на Украине. Это слияние – следствие глобальной сделки стоимостью $106 млрд по покупке AB InBev конкурента – британской SABMiller. В результате ее AB InBev досталось 24% акций Anadolu Efes: пакет SABMIller получила в обмен на свой российский бизнес, когда объединяла его с активами турецкой группы в этом регионе.
AB InBev и Anadolu Efes надеются, что партнерство в России и на Украине укрепит конкурентные позиции их брендов и будет способствовать дальнейшему развитию. AB InBev выпускает в России продукцию на пяти заводах, в том числе под марками Bud, Stella Artois, «Сибирская корона», «Клинское»; Efes на шести предприятиях производит Velkopopovicky Kozel, Efes, «Золотую бочку», «Старого мельника» и др., а также ей принадлежит солодовенный завод. В июле 2016 г. – июне 2017 г. Efes занимала 2-е место на российском рынке с долей 15%, российская «дочка» AB InBev, «Сан Инбев», – 4-е с 12,2%, по данным Nielsen. Таким образом, суммарно их доля в России превышает 27%. Лидером остается датская Carlsberg, представленная пивоваренной компаний «Балтика», – у нее треть рынка, согласно Nielsen.
Кроме того, слияние позволит укрепить партнерские отношения компаний, а также увеличить стоимость доли AB InBev в портфеле Anadolu Efes, сказано в сообщении AB InBev. Объединенной компанией AB InBev – Efes стороны будут владеть на паритетных началах.
Но результаты AB InBev – Efes будут консолидированы в отчетности Anadolu Efes, в свою очередь, AB InBev будет учитывать полученную прибыль последней в качестве возврата с инвестиций в совместное предприятие. Председатель совета директоров Anadolu Group и Anadolu Efes Тунджай Озильхан возглавит совет директоров объединенной компании, ее президентом станет руководитель бизнес-подразделений AB InBev в России и на Украине Дмитрий Шпаков. Сделку планируется закрыть до конца первого полугодия 2018 г.
В условиях сокращения российского рынка и роста конкуренции укрупнение компаний – самый очевидный и естественный шаг, считает исполнительный директор Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов и подтверждает президент «Балтики» Яцек Пастушка. По данным Росстата, продажи пива сокращаются четыре года подряд: в 2016 г. они упали еще на 3,7% до 780,6 млн дал.
Портфели брендов объединившихся компаний будут хорошо дополнять друг друга, подтверждает Мамонтов. AB InBev сильнее представлена в премиальном сегменте, Efes – в дешевом, напоминает гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Новая компания получит более сильный портфель брендов, а благодаря синергии сможет больше инвестировать в бизнес, заключают аналитики Credit Suisse. «Балтика» усиления конкуренции не боится, говорит Пастушка: компания нацелена на укрепление лидерства на российском рынке.
При этом аналитики Credit Suisse замечают, что для AB InBev необычно создавать СП в равных долях, особенно на таком большом рынке, как Россия: она предпочитает контроль. Поэтому в долгосрочной перспективе AB InBev может захотеть получить контроль над бизнесом в России и на Украине или даже всей Efes, сказано в отчете.