Новые санкции США «могут стать катастрофой» для энергетических компаний
Отрасль опасается ущерба инвестиционным проектам стоимостью миллиарды долларов
В среду, 2 августа, американский президент Дональд Трамп подписал закон о новых санкциях в отношении России, которые стали ответом на предполагаемое вмешательство России в выборы президента США. Закон, в частности, запрещает предоставлять «товары, услуги, технологии, информацию и поддержку» для строительства и «модернизации и ремонта» российских экспортных трубопроводов. Санкции «могут стать катастрофой», сказал Financial Times (FT) один из руководителей крупной западной нефтяной компании, работающей в России: «Это дезорганизует всю работу».
Новые санкции создают риски вокруг главных трубопроводных проектов «Газпрома» – «Северный поток – 2» (партнерами выступают Uniper, Shell, Engie, OMV и Wintershall) и «Турецкий поток». Трубопроводы должны быть построены к концу 2019 г., когда истекает контракт с Украиной, и промедление с реализацией проектов может ослабить переговорную позицию «Газпрома» со страной – транзитером российского газа в Европу, говорит Reuters. В июле «Газпром» предупредил инвесторов, что санкции США могут стать причиной задержки инвестиций в ряд проектов. Wintershall и Uniper высказались в защиту поставок российского газа в Европу, на который приходится около трети рынка, сообщает Reuters.
Целью новых санкций США также является трубопроводная система «Транснефти». Но ее президент Николай Токарев заявил в четверг, что новые санкции не отразятся на бизнесе компании. «Дело в том, что мы закупаем и используем на 94% наше, отечественное оборудование», – объяснил он. Токарев также добавил: «Финансирование мы за рубежом не осуществляем, не кредитуемся, нам достаточно своих возможностей» (цитаты по «Интерфаксу»).
Риски приватизации
Пострадать могут и другие проекты иностранных энергетических компаний. Новые санкции США могут затронуть и Каспийский трубопроводный консорциум (прокачка в 2016 г. – 44,3 млн т). По нему нефть поступает к Черному морю с месторождения Тенгиз в Казахстане. В прошлом году Chevron и ExxonMobil договорились вложить в увеличение добычи на этом месторождении $37 млрд.
BP считает, что санкции не окажут значительного влияния на ее бизнес, отмечает FT. Британская компания владеет 20% акций «Роснефти», но у нее нет долей в компаниях, обеспечивающих инфраструктуру для транспортировки нефти и газа.
Сама «Роснефть» будет искать возможность работать так, чтобы минимизировать последствия новых санкций США для компании, сказал в четверг главный исполнительный директор российской нефтяной компании Игорь Сечин. «Последствия есть позитивные и есть негативные. Негативные уже начинают работать против американских партнеров. А позитивные вы скоро узнаете – в течение ближайших четырех недель», – сообщил он (его слова приводит «Интерфакс»).
Возможно, энергетическим компаниям придется рассчитывать на то, что Белый дом сделает для них исключение в индивидуальном порядке и позволит продолжить некоторые проекты, отмечает FT. А формулировка одной из статей закона, что введение санкций требует консультаций с «союзниками», дает надежду, что ущерб удастся ограничить. Ранее политики ЕС, Германии и Австрии критиковали новые санкции США за ущерб, который они наносят интересам бизнеса их стран. Против санкции выступила Ассоциация европейского бизнеса, в которую входят иностранные компании, работающие в России и Евразийском экономическом союзе. Сам Трамп заявил, что закон имеет «серьезные недостатки».