Как авиакомпании воспользуются возможностью отмены бесплатного багажа

Поправки Путин подписал 31 июля, и они вступят в силу через 60 дней
Новым законом пока хочет воспользоваться лишь «Победа»
Новым законом пока хочет воспользоваться лишь «Победа» / М. Стулов / Ведомости

Поправки в Воздушный кодекс президент Владимир Путин подписал 31 июля, в силу они вступят через 60 дней. Согласно им, авиакомпании не обязаны бесплатно возить багаж по невозвратным билетам; перевозчики смогут сами устанавливать правила и взимать за перевозку багажа отдельную плату. Сейчас по любому билету авиакомпания обязана бесплатно перевезти минимум 10 кг багажа.

Крупнейшие игроки – «Аэрофлот», S7 и UTair – менять систему тарифов в связи с поправками не планируют, сообщили их представители. «Наша система тарифов удобна, пассажиры к ней привыкли», – объясняет представитель S7. «Норму тарифа «Лайт» – до 10 кг в салоне самолета – снижать не планируем», – пояснил коммерческий директор UTair Павел Пермяков. Эти поправки важны для развития лоукост-перевозок, говорят представитель «Аэрофлота» и топ-менеджер «Уральских авиалиний». «Мы анализируем рынок и предложение конкурентов, если увидим потребность в тарифах без обязательной нормы багажа, можем их ввести», – добавляет последний. «Аэрофлот» (вместе с его крупнейшей «дочкой» «Россией»), S7, UTair и «Уральские авиалинии» в первом полугодии перевезли 71,9% всех пассажиров российских авиакомпаний.

«Победа» скоро представит новые правила и тарифы – в целом будет значительное снижение тарифов как на перелет, так и на провоз багажа», – говорит представитель лоукостера (его доля в России – 4,5%).

Стоимость полета

14265 руб. составила в первом полугодии 2017 г. средняя цена билета туда-обратно по России, купленного на портале «Туту.ру». Невозвратный билет стоил 10 773 руб.

Невозвратные билеты как самые дешевые наиболее популярны в России, сказано в исследовании сервиса «Туту.ру»: уже в июле-декабре 2014 г. (когда невозвратные билеты были разрешены) доля купленных на «Туту.ру» невозвратных билетов составила 65,2%, в 2015–2016 гг. их доля была в среднем 73,6%, в январе-июне 2017 г. – 72,1% (учитывались только полеты по России). В 2014 г. невозвратные билеты были на 12,6% дешевле возвратных, в 2015 г. – на 19,7%, в 2016 г. – на 22,8%, в этом году – на 24,4%, подсчитал сервис. Доля невозвратных билетов на рейсы российских авиакомпаний, купленных у партнеров aviasales.ru, составляет около 50%, говорит PR-директор агрегатора Янис Дзенис.

Для тех, кто путешествует без багажа, стоимость билетов благодаря поправкам может снизиться на 10–20%, заявил в конце июня министр транспорта Максим Соколов (цитата по «Интерфаксу»). Авиакомпании платят аэропортам за обслуживание пассажиров по «неразделенному тарифу» независимо от того, есть у них багаж или нет, отмена обязательных к перевозке 10 кг багажа позволила бы снизить базовый тариф «Победы» на 20%, сообщал лоукостер. «Пассажиры до сих пор с трудом привыкают к условиям лоукостеров или правилам безбагажных тарифов. Изменения еще более усугубят ситуацию, и количество негативных отзывов может увеличиться», – говорит представитель «Туту.ру» Наталья Анисимова. «Половина путешественников вообще не знает, что включено в их тариф, а 30% доплачивали за багаж, узнав о новых нормах в аэропорту», – добавляет Дзенис. Средняя стоимость 20 кг багажа при оплате онлайн составляет 1450 руб., в аэропорту – на 60% больше, уточнил он.