Мигранты и инфляция оказались главными причинами роста рынка ДМС

Рынок вырос всего на 6,6% за год
В разгар кризиса медицинские организации заморозили цены, но затем инфляция вынудила их поднять, отмечает Алексей Власо
В разгар кризиса медицинские организации заморозили цены, но затем инфляция вынудила их поднять, отмечает Алексей Власо / Е. Кузьмина / Ведомости

Траты на ДМС в России за прошлый год росли медленнее рынка – на 6,6% до 137,6 млрд руб., подсчитали аналитики BusinesStat. Весь рынок платных медицинских услуг в целом за год вырос на 8%, а легальная коммерческая медицина – на 9%.

Число застрахованных по ДМС не растет, говорит гендиректор сети «Доктор рядом» Александр Пилипчук: нет новых компаний, начинающих платить за полис для сотрудников, а существующие клиенты штат не наращивают. Это подтверждает и управляющий директор по ДМС «Ренессанс страхования» Наталья Харина. Из-за экономического кризиса все меньше компаний, которые покупают полис ДМС, добавляет исполнительный директор ММЦ «Согаз» Алексей Власов. На корпоративных клиентов в сфере ДМС приходится 90–95%, говорит Пилипчук.

В разгар кризиса медицинские организации заморозили цены, но затем инфляция вынудила их поднять, отмечает Власов. Из-за этого страховщики стали либо увеличивать стоимость страховки, либо переходить на работу с более дешевыми медицинскими центрами, замечает он. Рынок ДМС рос в первую очередь из-за увеличения стоимости медицинских услуг, говорит представитель «Альфастрахования» Юрий Нехайчук. Без учета инфляции рынок ДМС в 2016 г. сократился примерно на 1,5%, оценил заместитель директора департамента медицинского страхования «Ингосстраха» Николай Сова.

Число клиентов на рынке ДМС поддержали мигранты, сказал представитель BusinesStat. С 2015 г. они обязаны приобретать полис ДМС для получения разрешения на работу в России. По этому полису иностранные работники могут записываться на прием специалистов в поликлиниках, делать рентген, УЗИ, ЭКГ, анализ крови, в случае острой зубной боли лечиться у стоматолога и при необходимости оформить больничный, говорит представитель BussinesStat. Но в деньгах доля сборов от продажи полисов мигрантам незначительна, отмечает Сова.

У «Ренессанс страхования», по словам Хариной, иная статистика: премии от продаж полисов для мигрантов выросли на 10–12% в общем портфеле ДМС за 2016 г. Компания продает полисы по продукту «Мигрант» более чем в 10 регионах, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях и старается работать с крупными миграционными центрами, рассказала Харина.

Страховщики надеются на небольшое ускорение роста рынка ДМС в этом году. Так, «Ингосстрах» прогнозирует рост на 9–10%, «Альфастрахование» – на 7%, «Ренессанс страхование» – на 10–12%, говорят их представители. Рост рынка ДМС в ближайшие годы вряд ли что-то подстегнет, кроме инфляции, сомневается Пилипчук.

С другой стороны, появился интерес к новым продуктам – например, покрывающим критические заболевания, в частности онкологию, говорит Харина. На рост рынка будет влиять и развитие телемедицины (закон о телемедицине принят в июле. – «Ведомости»), считает Нехайчук: она снижает стоимость контакта врача и пациента, издержки могут сократиться на 20%.

В разгар кризиса медицинские организации заморозили цены, но затем инфляция вынудила их поднять, отмечает Алексей Власо