Airbus сокращает производство A380

Спрос авиакомпаний на широкофюзеляжные дальнемагистральные лайнеры падает
Перевозчики отказываются от больших дорогих самолетов, опасаясь, что не смогут заполнить их, и переключаются на более экономичные магистральные лайнеры с двумя двигателями
Перевозчики отказываются от больших дорогих самолетов, опасаясь, что не смогут заполнить их, и переключаются на более экономичные магистральные лайнеры с двумя двигателями / Максим Стулов / Ведомости

Airbus заявила, что с 2019 г. будет выпускать только восемь широкофюзеляжных лайнеров A380 в год. Планы производства со следующего года уже были ранее скорректированы до 12 самолетов в год. Пик выпуска Airbus A380, каталожная цена которого составляет $436,9 млн, пришелся на 2014 г.: тогда производитель собрал 30 лайнеров. В 2017 г. планируется выпустить половину от этого количества.

«Ситуация, конечно, неприятная», – заявил генеральный директор Airbus Том Эндерс, добавив, что перспективы продаж есть, но речь идет о небольшом количестве.

Авиакомпания Singapore Airlines, первой начавшая эксплуатировать A380, заявила, что не будет продлевать срок лизинга своих первых A380 и со следующего года начнет выводить их из эксплуатации. Другие авиакомпании, такие как Air France – KLM и Deutsche Lufthansa, сократили свои заказы.

На данный момент Airbus продала 317 самолетов A380, 142 из них заказала Emirates Airline. Будущее нескольких сделок из портфеля заказов на A380 остается неясным.

Перевозчики отказываются от больших дорогих самолетов, опасаясь, что не смогут заполнить их, и переключаются на более экономичные магистральные лайнеры с двумя двигателями, такие как Airbus A350 и Boeing 777 и 787 Dreamliner. Но в последние месяцы ослаб спрос и на эти модели. Ранее Boeing объявил о сокращении производства своего легендарного лайнера 747. Он эксплуатировался с 1970 г., но последняя модификация 747-8 продавалась плохо, и компания предупредила, что может вообще отказаться от его выпуска.

В четверг Airbus отчиталась о падении чистой прибыли за II квартал на 34% до 895 млн евро. Кроме того, за первое полугодие 2017 г. компания столкнулась с оттоком средств в сумме около 2 млрд евро. Отчасти он был связан с решением Qatar Airways отменить заказ на четыре лайнера A350, которые уже построены. По словам Эндерса, Airbus продолжает вести с авиакомпанией переговоры об этих самолетах.

Перевозчики отказываются от больших дорогих самолетов, опасаясь, что не смогут заполнить их, и переключаются на более экономичные магистральные лайнеры с двумя двигателями

Несмотря на производственные проблемы, Airbus не стала корректировать планы на текущий год, в том числе поставку заказчикам около 720 лайнеров, включая почти 200 самолетов A320neo, производство которых, по словам Эндерса, будет зависеть от наличия двигателей.

Эндерс выразил разочарование в связи с продолжающимися проблемами Pratt & Whitney, подразделения United Technologies, поставляющего Airbus двигатели для A320neo. В первом полугодии Pratt & Whitney поставила гораздо меньше двигателей, чем должна была, и проблема надежности поставок до сих пор не решена, признал гендиректор Airbus.

Ранее на этой неделе финансовый директор United Technologies Акхил Джохри заявлял, что проблемы решаются и бесперебойные поставки двигателей будут налажены до конца года. Компания подтвердила свои обязательства отгрузить 350–500 двигателей в 2017 г.

Несмотря на текущие производственные проблемы, Airbus намерена нарастить выпуск A320 до 60 самолетов в месяц к 2019 г. Портфель заказов на узкофюзеляжные модели Airbus превышает 5500 лайнеров.

Перевела Надежда Беличенко