Онлайн-продажи туров обгоняют рынок
Но многие потребители пока боятся оплаты в интернетеОнлайн-продажи туристических пакетов в России в первом полугодии 2017 г. росли быстрее рынка, говорится в исследовании сервиса Onlinetours. У этого сервиса, по собственным данным, такие продажи выросли более чем в 2 раза, у Level.travel – в четыре, рассказал «Ведомостям» гендиректор сервиса Дмитрий Малютин. В I квартале 2017 г. выездной турпоток из России вырос на 24% до 6,7 млн человек, по данным Росстата; более поздних данных служба не раскрывала.
Продажи растут за счет эффекта низкой базы и цифровизации покупательских привычек, особенно заметной в Москве и Санкт-Петербурге, считает Onlinetours. На эти два города приходятся основные интернет-продажи туров, согласно исследованию, основной спрос приходится на поездки в Турцию и по России.
У туроператоров доля продаж онлайн-туров растет, но остается невысокой. Так, в январе – июне 2017 г. у НТК «Интурист» этот показатель составляет 5–6% всех продаж, у TUI – 7–8%, у TezTour на российском направлении – 5–10%, у «Алеана» – около 30%, рассказали их представители.
Поездки с помощью сети
740 миллиардов рублей составили онлайн-продажи туристических услуг российским покупателям, по оценке Data Insight за 2016 г.
Пока российские потребители не готовы к покупке онлайн-туров, отмечает представитель TezTour Лариса Аханова: в Европе продажи онлайн у туроператоров составляют от 10 до 60%. Причина может быть в том, что российские клиенты еще недостаточно доверяют турагентам, рассуждает она. При этом, по ее словам, в России отлично продаются отдельные продукты – билеты, отели и проч. По данным Data Insight, в 2016 г. туры составляли только 3% онлайн-продаж от всех продуктов путешествий в денежном выражении (авиабилеты, отели и др.).
У туроператора нет цели «перетащить туристов из офлайна в онлайн», нужно, наоборот, привлекать новую аудиторию, добавляет заместитель гендиректора НТК «Интурист» Сергей Толчин.
Средний чек онлайн-покупок на 10–15% ниже, чем при покупках туров в офисах продаж, отмечает представитель TUI. В интернете туристы тратят гораздо больше времени на выбор тура, чем сидя с агентом в офисе, отмечает Малютин: онлайн-клиенты изучают больше выгодных предложений, которые доступны при раннем бронировании или при поиске вариантов для вылета в последний момент.
Потребитель выбирает в интернете более дешевые туры, потому что онлайн расстается с деньгами сложнее, чем офлайн, считает гендиректор «Алеана» Илья Уманский. Много и смешанных продаж, продолжает он: турист бронирует тур онлайн, а оплачивает его в офисе турагента. У «Алеана» довольно консервативные туристы, уточняет Уманский: они предпочтут купить тур в офисе, чтобы убедиться, что деньги переведены правильно.
Средний чек онлайн-продаж зарубежных туров – $600–700, по России – 20 000–25 000 руб., говорит Толчин. Но становится больше клиентов, которые готовы потратить большие суммы на путевку в интернете (200 000–300 000 руб.), добавляет он.
Онлайн-продажи туров за год будут как минимум удваиваться еще несколько лет, прогнозирует Малютин. Причина – рост аудитории, которая уже пробовала самостоятельно покупать авиабилеты и отели онлайн. Туроператор TUI рассчитывает увеличить онлайн-продажи в 1,5–2 раза в 2017–2018 гг., говорит его представитель.